Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей«Адаптация ребенка в детском саду»
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влиящих на успешную адаптацию.
Оборудование: бумага (1/8 листа А4) для визиток (20 штук), листы формата А4 (40 штук), английские булавки, цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, плакаты (приложения 1, 2, 3, 4, 5), любой из вариантов обратной связи (приложение 6) на каждого участника.
Упражнение «Визитки»
Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визитки. После того как визитки изготовлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своем ребенке, посещающем детский сад.
Упражнение «Правила нашей группы»
Ведущий. Правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы.
Участникам дается право убирать и добавлять правила. Все правила записываются на большом листе ватмана и помещаются на доске (стенде, наборном полотне, стене и т.д.).
Анализ упражнения
• В какой степени предложенные правила ясны участникам?
• Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительны?
• Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?
Упражнение «Мое настроение» (1-я часть)
Ведущий. Сейчас я попрошу вас взять карандаши, лист бумаги и нарисовать картину, которая соответствует вашему сегодняшнему состоянию, настроению.
По окончании рисования проводится демонстрация получившихся рисунков. Ведущий подытоживает общий настрой группы и фиксирует различные проявления настроения участников, выразившиеся в подборе цвета, элементах рисунка и т.д.
Таким образом, мы можем сказать, что подсчитать количество адаптационных периодов точно невозможно и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие.
Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.
Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
Идет обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией.
В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду. В яслях этот период не должен превышать 7–10 дней, в саду для детей в возрасте 3–4 лет — две-три недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.
Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?
Идет обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией.
Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.
Упражнение «Ситуация»
Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.
Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберет его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил воспитательницу помочь ему немного. Все дети начали смеяться, что он такой неумеха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придет. Но мамы не было. А вместо нее появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушел без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Шурик отказался от обеда, не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова стал звать маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательницы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так плохо себя ведет. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал все сильнее и сильнее.
Вопросы
• Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду?
• Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой?
• Как бы поступили вы на ее месте?
Игры «По дороге в детский сад»
Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.
1. «Все круглое (квадратное, треугольное)»
Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.
2. «Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 1.
3. «Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.
4. «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.
5. «Загадки»
По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?» Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»
Упражнение «Мое настроение» (2-я часть)
Участникам предлагается на новом листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению.
Анализ упражнения
• Что изобразили и почему?
• Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?
Обратная связь
Ведущий предлагает родителям один из вариантов обратной связи (приложение 6).
По окончании письменного оформления впечатлений ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жи...
Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду"
Консультация для родителей "Адаптация ребёнка к детскому саду" Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей...
Консультация для родителей: "Адаптация ребенка к детскому саду - первый раз в детский сад".
Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло 3 года - значит ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся др...
Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду или в детский сад без слёз"
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду или в детский сад без слёз»...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду: советы родителям»
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптац...
Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям"
Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям"...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей...