Консультация для родителей "Психологические особенности дошкольного возраста (от 4- 5 лет)"
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей "Психологические особенности дошкольного возраста (от 4- 5 лет)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности дошкольного возраста (от 4- 5 лет)
Ведущая потребность – познавательная активность.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
- речь начинает выполнять контролирующую функцию;
- усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре);
- повышенная познавательная активность;
- продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником;
- интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка;
- усложнение сюжетно-ролевой игры;
- появление осознанности собственных действий.
Новообразования:
- контролирующая функция речи;
- появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре;
- появление элементов произвольности;
- появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
Рекомендации для взрослых:
- создавать условия для развития творческого воображения;
- продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил;
- создавать условия для проявления познавательной активности;
- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости;
- создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Психологические особенности детей 4-5 лет
У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.
Мышление
В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:
- складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей
- складывает из кубиков целостную картинку
- собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок
- конструирует из лего по образцу
- собирает по схеме узор мелкой мозаикой
Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.
Память
Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.
Внимание
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Игры
Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.
Взаимоотношения
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Воображение
Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует
Движения
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Творчество
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Речь
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы. Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.
Как развивать речь малыша?
- Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно;
- Ограничьте влияние телевизора и компьютера;
- Ежедневно читайте ребенку книги;
- Побуждайте к пересказу прочитанного;
- Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы;
- Играйте с ребенком;
- Не подражайте неправильному произношению ребенка;
- Создайте комфортный психологический климат.
В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. «Скажи наоборот», «Мама потерялась», «Доскажи словечко» и другие. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком, пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.
Ваша речь – образец для подражания!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-6 ЛЕТ) ВЕДУЩАЯ ДЕЯЛЬНОСТЬ- ИГРА,
Выступление на родительском собрании в детском саду ,"Освоение норм поведения и деятельности людей"....
Психологические особенности дошкольного возраста
Особенности психики ребенка дошкольного возраста...
Психические и психологические особенности дошкольного возраста.
Психические и психологические особенности дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста.»
Уважаемые родители! Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается, Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище пос...
Консультация для родителей воспитанников ДОУ "Психологические особенности дошкольного возраста (от 4- 5 лет)"
Материал будет полезен для родителей дошкольников и педагогов...
Консультация для родителей "Психологические особенности дошкольного возраста"
В консультации представлены основные психологические особенности дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему:"Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста".
На протяжении дошкольного периода происходят значительные преобразования мозговых механизмов организации познавательной деятельности и целенаправленного поведения ребенка, которые во многом определяют...