"Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
презентация
Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста.
Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Обогащение родительских представлений по вопросу формирования навыков самостоятельности у детей раннего возраста . Задачи: 1. Создать эмоциональную атмосферу. 2 . Повысить уровень компетентности родителей в вопросах формирования навыков самообслуживания. 3. Вызвать у родителей интерес к понятной теме.
Актуальность . « Мне некогда»
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании нужно обязательно учитывать их возрастные особенности. Одним из воспитательных приёмов является побуждение, направляющее указание, а не порицание и осуждение. Ведь ребенок ещё только учится и всё то, что он как будто умеет делать, ещё освоено недостаточно . Ознакомление детей с навыками по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребёнка со взрослым. Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий . Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.
Действуя самостоятельно, ребёнок учится не бояться ошибок. Основная деятельность маленьких детей – игра. Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия взрослых с детьми, а сама игра стать основной формой организации разных видов детской деятельности. Чтобы вызвать у малыша желание умываться, одеваться и раздеваться, самостоятельно принимать пищу и сделать этот процесс лёгким и приятным, нужно использовать различные стишки, потешки, песенки.
Например, когда малыш проснется, то сообщите ему, что его ждут удивительные приключения с водой. Включите в ванной кран и скажите, что из него льется волшебная вода. Если ею умыться, то он станет смелым и сильным. Но для этого еще нужно волшебное заклинание : Водичка-водичка, Умой мое личико. Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок. Расскажите малышу о свойствах воды. Скажите, что она не только смывает грязь, но и придает бодрости, снимает усталость, вливает свежие силы.
С помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания ребёнка о последовательности одевания и раздевания.
Чтобы ребенок быстрее усвоил то, чему вы хотите его научить, сопровождайте свои объяснения примерами . Когда вы учите ребенка одеваться, напомните ему, что перед тем как надеть колготки, их надо собрать и натягивать на носок, а не просовывать сразу всю ногу; объясните , на какую ногу надо обувать соответствующий ботинок; где у майки лицевая сторона и изнаночная и как правильно определить, где перед. Можно при этом читать маленькие потешки. Например : Вот колготки . Посмотри. Они сшиты изнутри . Ты, дружочек, не зевай , Налицо их надевай. Собери чулок в гармошку , И надень его на ножку . До коленки натяни , И другой чулок возьми . Вот и все теперь вставай И штанишки одевай.
Рассмотрите все детали гардероба вместе с ребенком. Где у носка пяточка, где швы на колготках, где лицевая сторона, где изнанка, где перед и спинка. Объясните, как положить перед собой вещь, чтобы правильно ее надеть . Превратите одевание в увлекательную игру : Так , штанины могут стать туннелями для ножек-паровозиков. Устройте соревнование на скорость, кто быстрее оденется, получит приз! Разумеется, дайте выиграть ребенку. Создайте положительную мотивацию, ребенок мигом оденется . Рекомендации родителям: Обучайте , играя; покупайте удобную просторную одежду без сложных застежек, отдавайте предпочтение липучкам. Выбирайте ту одежду, которая нравится ребенку, не смейтесь над ребенком и его ошибками. Начинайте сборы заранее, чтобы не бояться опоздать и не раздражаться. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Помогайте тогда, когда это действительно необходимо.
Умение пользоваться ложкой и вилкой нужно прививать ребенку постепенно и систематически. Начинать нужно с обучения пользованию ложкой и конечно в игровой форме. В это время можно рассказать ему интересное стихотворение В.Берестова « Ложка-неотложка ». А у нас есть ложка Волшебная немножко. На тарелочке – еда. Не оставит и следа! Кликнем ложку нашу – Подберет всю кашу Это - ложка, Это - чашка. В чашке - гречневая кашка. Ложка в чашке побывала - Кашки гречневой не стало!
Не забывайте о возможностях ребенка. Важно - любой, даже маленький труд должен приносить малышу удовлетворение. Прививайте детям навыки самообслуживания с учетом возрастных особенностей . Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства . Помните: -все навыки формируются постепенно; -лучший пример для подражания - взрослый; - у малыша есть свои вкусы и привычки; - в игре обучение проходит легче. Избегайте: - необоснованного поторапливания и одергивание детей; - публичного осуждения малыша за неумения; - излишнего заигрывания и развлечения во время еды, умывания и т.д.; -затягивания по времени процесса еды, одевания и т.п .
Источники информации: М. В. Васильева « Программа воспитания и обучения в детском саду», E. В. Моржина «Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома» Теленчи В.Н. «Гигиенические основы воспитания» http://nsportal.ru www.maam.ru infourok.ru
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете , Вы воспитываете его в каждый момент его жизни.» А.С Макаренко Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...
Консультация для родителей " Использование игровых приемов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста "
Использование игровых приемов...
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Приемы для формирования навыков...
проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...
Обобщение из опыта работы " Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Хочется поделиться своими наработками, наблюдениями именно по данной теме. Формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, важно их научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и ...
Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)
Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...