Статья "Психологические особенности развития детей 3-4 лет"
статья (младшая группа)

Акимова Лариса Александровна

Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от возрастных особенностей развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности развития детей 3-4 лет

     Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье – огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить – вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

     В возрасте трех и четырех лет маленький человечек – это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, не купленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят - перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они.

     Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от возрастных особенностей развития. И говоря об особенностях развития, то мы подразумеваем основные психические процессы, а именно: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

     При восприятии предметов и явлений продолжает развиваться и совершенствоваться взаимодействие в работе разных органов чувств. Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные. Несложные игровые упражнения в поэлементном сопоставлении (когда каждый элемент одного ряда соотносится с соответствующим элементом другого ряда) позволяют одновременно развивать восприятие и внимание детей и существенно улучшить их умение воспроизводить образцы

     Объем внимания ребёнка данного возраста не превышает одного объекта. Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от его интереса (на интересном занятии дети могут сосредоточиться до 50 минут, на неинтересном, выполняемом индивидуально по заданию и в присутствии взрослого – до 25-30 минут с перерывами).

     Дети 3-4 лет хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось: песенку, стихотворение, какой-нибудь разговор, событие. Ребёнок 4-го года жизни не умеет ставить перед собой задачу специально запомнить то, что не запоминается, само собой. Процессы памяти остаются в этом возрасте непроизвольными.

     Речь продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Поскольку речь ребенка находится в стадии становления, педагог пока не может полноценно использовать еѐ в качестве средства проверки и выполнения знаний.

     Мышление детей старше 3-х лет носит уже нагляднообразный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к оперированию представлениями о них и их образами во внутреннем плане.

     Хотелось бы еще остановиться на эмоциях ребенка 3-4 лет.

     Эмоции детей сильны, но поверхностны. Ребёнок ещё не умеет скрывать свои чувства. Он по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослым по поводу волеизъявлений ребёнка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками. Теперь ребёнок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности. Дети на 4-м году жизни чаще ведут себя агрессивно, их эмоциональное состояние менее стабильно, настроение подвержено перепадам, они не склонны выражать сочувствие друг другу. Но это временное явление.

     Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...

Особенности развития детей в возрасте 4-5 года Развитие личности 4-5 лет

Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка....

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...