Консультация для педагогов и родителей "Фонематический синтез"
консультация (подготовительная группа)

Ульянова Татьяна Владимировна

Под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по одному, с паузами между ними). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Процесс противоположный анализу (мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам), но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.http://logo-tech.ru/Services/Img/VXNlci9JbWFnZXMvOTc1Y2EwY2MyMzgyNDliNWEyNDMzZThhMmQwY2I3OTYuanBnOjA6MDow0

Под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. 

Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по одному, с паузами между ними). 

Пропуски и перестановки букв, добавление лишних букв при письме зачастую являются свидетельством несформированности фонематического синтеза. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет на должном уровне овладеть письмом.

Проводя работу в данном направлении, необходимо помнить о том, что детям проще анализировать, чем синтезировать звуки.

Предлагаем такие задания.

  • Осуществлять синтез гласных звуков в лепетные слова (аууа, иа).
  • Синтез односложных слов (суп, кот), называть количество звуков в слове.
  • Составлять слова из заданной последовательности звуков.
  • Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы:

А__ __А, __О __А, __У __А и т.д.

Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов: курка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, лужа, ложка, лапа.

  • Договорить слово:

поми.., виног.., ябло.., карто… и т.д.

  • Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например:

де-ти иг-ра-ют в са-ду.

  • Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

 Ро-ко-ва – корова

Ша-ма – Маша и т.д.

Подобные задания очень вариативны, каждый день можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал. Это связано с тем, что детям нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.

Игра "Что получилось?"

Взрослый произносит звуки в ненарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.

М-а-к, к-о-м, д-о-м, т-о-к, к-о-т, р-а-к, р-у-к-а, л-у-ж-а, к-н-и-г-а, п-о-ч-т-а и д. р.

Игра "Звуки поссорились"

Взрослый произносит звуки в нарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово («Звуки поссорились, поставь их рядом чтобы получилось слово»).

М-о-д – дом, к-о-с – сок, п-а-л-а – лапа, з-о-р-а – роза, к-о-л-п-а – полка, о-ш-к-а-к – кошка и д. р.

Игра "Путаница"

Взрослый предлагает ребенку составить слова из слогов, данных в беспорядке («Слоги перепутались! Подумай и составь слово из этих слогов»).

Ко-ло-мо – молоко

Ша-ка – каша

Ба-шу – шуба

Ля-ко – Коля и т. д.

Игра «Ромашка» 

Взрослый предлагает собрать ромашку из лепестков с заданным звуком (ромашка из цветного картона, на листочках картинки).

Игра «Связист»

а) Взрослый дает задание: «Связать» звуки и назвать слово, которое получится».

Звуки называть изолированно: к-о-т – кот.

б) Усложняем, меняя порядок называемых звуков:

о-т-к – кот.

Игра «Угадай-ка»

а) Угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот)

б) Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, АНАЛИЗ И СИНТЕЗ У ДЕТЕЙ

Консультанция формирования речевого анализа и синтеза у детей дошкольного возраста Учитель-логопед, учитель-деффектолог Лобастова Олеся ВалерьевнаБарнаул, 2015МАДОУ "Детский сад №264"...

Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»

Консультация посвящена одному из напрвлений логопедии - звуковому анализу и синтезу....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Сообщение для педагогов на ГМО "Синтез искусств - ведущее направление развития в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"

Материал адресован музыкальным руководителям. В докладе подробно рассмотрены условия, а также формы, методы и приёмы работы с детьми для успешного ознакомления с различными видами искусства....

Консультация для педагогов "Пластилинография-синтез лепки и рисования"

        Малыши охотно  возятся с пластилином. У детей постарше интерес к лепке ослабевает. На этом этапе отличной альтернативой станет более сложная работа, которая увл...