Консультация для родителей "Как работать с мнемотаблицами"
консультация (старшая группа)

Данный материал раскрывает роль мнемотехники для развития памяти, речи ребенка, усвоения представлений детей об окружающем мире. Дана пошаговая инструкция по созданию мнемотаблицы и дальнейшая работа с ребенком по ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotat_s_mnemotablitsami.docx375.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

Консультация для родителей

« Как работать с мнемотаблицами»

Подготовила: Яковлева Г.И.

С. Родино 2021

           Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника используется:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

-при пересказывании художественной

литературы;

- при отгадывании и заучивании загадок,

пословиц, стихов;

- при знакомстве с цифрами и буквами.

Для запоминания любой информации  создается мнемотаблица.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Что же можно изображать в таблице.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

Размер мнемотаблиц может быть разным - в зависимости от возраста детей, от уровня развития ребенка:

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию, например, разучивает стихотворение.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

В занятиях с ребёнком можно использовать как готовые  мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:

1. Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).

2. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.

3. В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.

4. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

         Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов.  Для детей постарше подойдут  черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны.

Как организовать игру?

Мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

Этап 1. Информацию кодируем в определённый образ, т. е. придумываем и зарисовываем таблицы. Для этого ребёнку дают лист с ячейками. Рассуждаем по данной теме, выбираем основные моменты, придя к общему мнению, зарисовываем в таблицу символы.

Этап 2. Рассматриваем таблицы, запоминаем связь и последовательность, разбираем, что на ней изображено.

Этап 3. Мысленно повторяем информацию, чтобы мозг из абстрактных символов преобразовал информацию в образы и сформировал логическую цепочку.

Этап 4. Осуществляется воспроизведение стихотворения, сказки, рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит обработка метода запоминания.

Мнемотаблица по заучиванию стихотворения  «Первый снег»   

Е. Трутнева

G:\DCIM\102PHOTO\SAM_3042.JPG

  Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача родителей – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя  мнемотехнику, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, научить правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Развивать внимание и сообразительность, улучшить способность выделять главное и сравнивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....

Консультация для родителей: Как работать с мнемотаблицей

Консультация для родителей:Как работать с мнемотаблицей...

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...

Консультация для родителей «Как работать с мнемотаблицей с ребенком»

Консультация для родителей «Как работать с мнемотаблицей с ребенком»...

Консультация для родителей "Как работать с мнемотаблицами"

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, как использовать таблицы....

Консультация "Как работать с мнемотаблицами"

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Г...