Консультация для родителей "Как работать с мнемотаблицами"
консультация (старшая группа)
Данный материал раскрывает роль мнемотехники для развития памяти, речи ребенка, усвоения представлений детей об окружающем мире. Дана пошаговая инструкция по созданию мнемотаблицы и дальнейшая работа с ребенком по ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rabotat_s_mnemotablitsami.docx | 375.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
Консультация для родителей
« Как работать с мнемотаблицами»
Подготовила: Яковлева Г.И.
С. Родино 2021
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника используется:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
-при пересказывании художественной
литературы;
- при отгадывании и заучивании загадок,
пословиц, стихов;
- при знакомстве с цифрами и буквами.
Для запоминания любой информации создается мнемотаблица.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Что же можно изображать в таблице.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.
Размер мнемотаблиц может быть разным - в зависимости от возраста детей, от уровня развития ребенка:
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию, например, разучивает стихотворение.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
В занятиях с ребёнком можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:
1. Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
2. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
3. В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
4. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.
Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Для детей постарше подойдут черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны.
Как организовать игру?
Мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:
Этап 1. Информацию кодируем в определённый образ, т. е. придумываем и зарисовываем таблицы. Для этого ребёнку дают лист с ячейками. Рассуждаем по данной теме, выбираем основные моменты, придя к общему мнению, зарисовываем в таблицу символы.
Этап 2. Рассматриваем таблицы, запоминаем связь и последовательность, разбираем, что на ней изображено.
Этап 3. Мысленно повторяем информацию, чтобы мозг из абстрактных символов преобразовал информацию в образы и сформировал логическую цепочку.
Этап 4. Осуществляется воспроизведение стихотворения, сказки, рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит обработка метода запоминания.
Мнемотаблица по заучиванию стихотворения «Первый снег»
Е. Трутнева
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача родителей – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя мнемотехнику, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, научить правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Развивать внимание и сообразительность, улучшить способность выделять главное и сравнивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников
Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....
Консультация для родителей: Как работать с мнемотаблицей
Консультация для родителей:Как работать с мнемотаблицей...
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта проблема становится особенно значимой. Главной и о...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми»
Консультация для воспитателей....
Консультация для родителей «Как работать с мнемотаблицей с ребенком»
Консультация для родителей «Как работать с мнемотаблицей с ребенком»...
Консультация для родителей "Как работать с мнемотаблицами"
Что такое мнемотехника и для чего она нужна, как использовать таблицы....
Консультация "Как работать с мнемотаблицами"
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Г...