ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация (старшая группа)

 «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                                                                 Для ребенка окружающий мир – это открытая книга, где много белых листов, и чтобы заполнить эти листы дети становятся  исследователями, которые с радостью, удивлением и восхищением, открывают для себя этот окружающий мир. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, поддерживать их желание узнавать неизведанное.

Познание  окружающего мира невозможно без развития мыслительной деятельности с опорой на образную, эмоционально-чувственную сферу мышления. Чтобы развивать  образную и  эмоционально-чувственную сферу мышления нужно использовать максимально приближенные к основной деятельности дошкольника методы и средства обучения,  т.е. игровые. К игровым методам относятся  занимательные задачи и развивающие  игры.  Различные игры способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом - формированию интеллектуальной готовности к школе.

Одним из видов игр,  специально созданных для умственного развития, являются игры – головоломки.   Головоломка - это загадка, задача, для отгадывания которой нужна  смекалка, сообразительность.  Должна быть хорошо развита логика.  Решению  головоломок предшествуют различные мыслительные операции: сравнение, синтез, анализ, обобщение и другие.  Дети  во время  решения головоломок существуют в условиях активного поиска, творческого подхода.

Игры – головоломки классифицируют по разным признакам: по содержанию, значению, характеру мыслительной деятельности, особенностям материала. Например, З.А.Михайлова, относятся головоломки к разряду развлечений, подчеркивает: любая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего «замаскирована» занимательными внешними условиями задачи. З.А.Михайлова предлагает следующую классификацию головоломок:

  • арифметические (угадывание чисел);
  • геометрические (на разрезание, с проволокой);
  • буквенные (кроссворды, шарады);
  • старинные головоломки (головоломки с палочками).

Ознакомившись  с разнообразием  видов головоломок, мы с коллегами остановили свое  внимание на играх – головоломках со шнурками, которые раннее не использовались в практике нашего структурного подразделения, хотя они имеют значительный потенциал для развития мышления детей. При их проведении задействованы разные виды и формы мышления, активизируются мыслительные действия и операции, развивается мелкая моторика рук, закрепляются цвета и формы, развивается творческое мышление.

Содержание предлагаемых нами игр – головоломок со шнурком было составлено  с учетом специфики дошкольного возраста. Атрибуты игр просты: доска размером 120х120мм с колышками, находящимся на равном расстоянии друг от друга; шнурок длиной 1 м.; карты – схемы.

Использование данного вида головоломок в работе с детьми старшего дошкольного возраста показал: дети, проявляют заинтересованность, желание продолжать игру, ориентироваться в пространстве и т.д.

При организации игр – головоломок со шнурком мы с коллегами включали два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе воспитатель решает следующие задачи:

  • развивает инициативу и самостоятельность детей, воображение и действия: копирующие; творческие;
  • знакомит детей с планом, его использованием в игровой деятельности.

Предлагаемые на этом этапе задания носят игровой и практический характер (опираемся на образное мышление детей, развиваем  элементы логического мышления).

Подготовительный период мы начинали с игровых упражнений типа «Дорисуй», «Дострой».  Детям  задавали   вопросы: «На что похожа эта деталь (фигура, линия)? Что можно построить, нарисовать, используя эту деталь (фигуру, линию)?»

Помогает решать задачи подготовительного этапа составление картинок из геометрических фигур. В качестве материала детям предлагаем  наборы фигур из цветной бумаги, клей, ножницы, листы белой бумаги, шаблоны фигур, плоскостные геометрические фигуры. В игровой форме воспитанникам дается задание: «Давайте поиграем. Надо  найти предметы круглой формы в группе, квадратной на участке, прямоугольной за окном. Что бывает такой формы…, назови предмет» затем воспитанники по своему замыслу составляют картинки из заданных геометрических фигур.  

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности предлагаем задания с палочками. Сначала простые: «Ты нарисуй картинку мне из палочек разных на столе», затем более сложные, требующие смекалки, сообразительности, активизирующие  счетные умения («Из пяти палочек составить два треугольника », «Построить домик из шести палочек », «Флажок из трех палочек», «Флажок из четырех палочек» и др.)

Завершением подготовительного этапа является работа по совершенствованию ориентировки детей в пространстве с помощью плана. В процессе использования планов в игровой деятельности, дети  учатся уточнять место своего положения на плане. Таким образом, на подготовительном этапе используем  различные виды развивающей деятельности, непосредственно подводящие к играм – головоломкам со шнурком.

Основной этап включает знакомство с атрибутами игры, составление плана досок, творческие задания, знакомство с принципом игры по схемам, развитие умения самостоятельно пользоваться планами.

Знакомство с атрибутами игры – головоломками может проходить в форме совместной деятельности педагога с детьми или на занятии.

Воспитатель предлагает детям поиграть. « Героями нашей игры будут бабочка, стрекоза и пчёлка. Ползая по окнам, насекомые могут оставлять различные следы, которые мы будем обозначать шнурком. Они могут пройти направо, вниз, сделать петельку, могут пройти по кругу (воспитатель показывает детям называемые действия). А теперь придумайте, кто живет на вашем шнурке. Предлагаем составить маршрут на досках и сочинить сказку о своем герое. Дети обычно охотно принимают данное задание. Выбрав героя, в процессе составления маршрутов на досках воспитанники сочиняют разнообразные сказки. Вот некоторые из них: «Жил – был котенок. Он любил ходить в сад. Один раз он потерялся.  Слышит:  недалеко кто-то поет песенку. Пошел котенок на звук, а там сидит девочка.  Девочка  подарила котенку шнурок. Шнурок показал котенку дорогу домой». «Построил сурок  под землей норку-лабиринт и начал там жить. Однажды провалился в эту норку зайчик  и не может выйти наружу. Сурок  вышел через запасной  ход, выпустил зайчика и сказал: «В гости без спроса больше не приходи».

В ходе дальнейшего знакомства с игрой – головоломкой воспитанники составляют карты – схемы, зарисовывают на них придуманные маршруты. Для составления плана детям предлагаем  самостоятельно выбирать условные обозначения. Трудностью для отдельных детей является взаиморасположение на листе, соблюдение интервалов в горизонтальных, вертикальных рядах. В этом случае им предлагаем  наложить лист бумаги на доски, отметив точками места расположения.

Для использования игр – головоломок в самостоятельной деятельности детей познакомили  ребят с готовыми маршрутами.

Предлагаем следующую последовательность заданий:  

  1. Определить, к какой доске относится карта – схема.
  2. Определить, где на схеме концы шнурка.
  3. Провести рукой  по линии на схеме и попробовать повторить ее на доске шнурком.
  4. Для проверки правильности составленных маршрутов детям предлагаются прозрачные карты – схемы, с помощью которых они могут увидеть ошибку и самостоятельно исправить ее.

Когда суть игры понята и задача игры – головоломки со шнуром принята, необходимо создать условия для творческого мышления; предлагаем  воспитанникам самостоятельно придумывать различные схемы, маршруты, фигуры и т.д.

Игры – головоломки можно успешно использовать во всех блоках педагогического процесса для развития элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, составлении загадок, сказок, а также для формирования нравственно – волевой и мотивационной сферы личности, что очень важно в процессе подготовки детей к обучению в школе.

Литература:                                                                                                                                     1. Журнал "Дошкольное воспитание" №3-1999г. "Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников" статью написала Е. Ращикулина, ст.преподаватель кафедры дошкольной педагогики
2. Михайлова З.А. "Игровые занимательные задачи для дошкольников" - М., 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

Игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра-головоломка «Колумбово яйцо», для детей старшего дошкольного возраста»

Хочу представить вашему вниманию увлекательную игру–головоломку для ваших детей «Колумбово яйцо». Данная головоломка развивает у деток восприятие формы, способность выделять фигуру и...

Дидактические игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста...

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....