Консультация для родителей "Пальчиковая игра, как средство развития мелкой моторики"
консультация

Роль мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Мелкая моторика - тонкие движения кистей  и пальцев рук – необходимая составляющая  многих действий человека.

Изучением проблемы развития дошкольников занимаются многие педагоги и психологи, которые сходятся во мнении  о важности развития мелкой моторики, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.  В обычной жизни ребенку необходимы точные координированные движения (писать, одеваться, выполнять различные бытовые действия), поэтому развитие мелкой моторики особенно важно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Мелкая моторика - тонкие движения кистей  и пальцев рук – необходимая составляющая  многих действий человека.

Изучением проблемы развития дошкольников занимаются многие педагоги и психологи, которые сходятся во мнении  о важности развития мелкой моторики, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.  В обычной жизни ребенку необходимы точные координированные движения (писать, одеваться, выполнять различные бытовые действия), поэтому развитие мелкой моторики особенно важно.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием всех психических процессов, а также формирует самостоятельность ребенка, а, следовательно, развивает мелкомоторные функции, координацию движений, концентрацию внимания, умение довести выбранную работу до конца.

                                 Примеры пальчиковых игр                                        

«Как живёшь?».
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! 
(кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! 
(2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! 
(щёки надули и руками лопнули)

«Девочки и мальчики».
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики 
(прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так 
(Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

«Осень».
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи
! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень
, - трем ладошки друг о друга
Погляди
! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится
. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем 
– постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. 
- кулак, ребро, ладонь

«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять, 
- загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. 
- сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – 
пальчики «шагают» по столу.


 «Мы идем в осенний лес». (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! 
- разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - 
делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, 
- грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!


«Осень».
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, 
Листья все насквозь пробил, - 
постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу

«Осень».
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, 
Вот кленовый 
( Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку 
( Спокойно уложить ладони на стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Консультация для родителей на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Пальчиковые игры могут стать прекрасным с...

Консультация "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук дошкольников"

laquo;Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»    Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и м...

Консультация для родителей " Оригами как средство развития мелкой моторики и воспитания детей в игре"

Оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (в процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук). Оригами является универсальным...