Игры для развития мелкой моторики детей
консультация (младшая группа)

Хоботова Ирина Николаевна

В данном материале содержатся практические игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx224.64 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития

мелкой моторики детей.

https://www.happy-kids.ru/pics/lori/palchik.jpg

1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.
Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
2. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ.
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
3. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

4. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
Важные советы:
* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.
* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
* Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.
5. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).
Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
6. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
7. КОНСТРУКТОРЫ.
Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
8. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.
Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
9. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ.
Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.
На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.
Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
10. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.
11. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.

Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
12. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

  1. Отдыхаем
    - Мы сегодня рисовали,
    (имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой)
    - Наши пальчики устали,
    - Наши пальчики встряхнем,
    (встряхивать кистями)
    - Рисовать опять начнем.
    (снова имитировать рисование)
  2. Дружба
    - Дружат в нашей группе девочки и мальчики
    (пальцы рук соединяются в "замок")
    - Мы с тобой подружим маленькие пальчики
    (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
    - Раз, два, три, четыре, пять
    (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
    - Начинай считать опять.
    - Раз, два, три, четыре, пять.
    - Мы закончили считать
    (руки вниз, встряхнуть кистями)
  3. Отдохнем
    - Наши пальчики проснулись,
    - Потянулись, потянулись…
    - И встряхнулись…
    (выполняем все эти движения)
    - По ладошке побежали
    (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
    - Побежали, побежали,
    - Поскакали, поскакали
    (изобразите эти движения)
    - И устали. Сели отдыхать
    (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)
  4. Прятки
    (ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно)
    - В прятки пальчики играли
    - И головки убирали,
    - Вот так, вот так,
    - И головки убирали
  5. Варежка
    Маша варежку надела:
    (сжать пальцы в кулак)
    "Ой, куда я пальчик дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не попал".
    (все пальцы разжать, кроме большого)
    Маша варежку сняла:
    "Поглядите-ка, нашла!
    (разогнуть оставшийся согнутым палец)
    Ищешь, ищешь - и найдешь,
    Здравствуй, пальчик, как живешь?"
    (сжать пальцы в кулачок)
  6. Братцы
    Идут четыре брата навстречу старшему.
    - Здравствуй, большак - говорят.
    - Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
    Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
    (соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)
  7. Замок
    На двери висит замок.
    (соединить пальцы обеих рук в замок)
    Кто его открыть бы мог?
    (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
    Постучали,
    (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
    Покрутили,
    (покрутить сцепленные руки в запястьях)
    Потянули
    (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
    И открыли.
    (расцепить пальцы)
  8. Прятки
    В прятки пальчики играются,
    Открываются,
    (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
    Закрываются.
    (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
  9. Зайчики
    Поставьте все пальцы одной руки на стол.
    Вышли зайки на лужок,
    Встали в маленький кружок.
    Раз зайка, два зайка, три зайка,
    Четыре зайка, пять...
    (Пересчитайте заек.)
    Будем лапками стучать.
    (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)
    Постучали, постучали
    И устали. Сели отдыхать.
    (Согните пальцы в кулак.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей

Описания упражнений для развития мелкой моторики детей: с бумагой, пластилином, конструкторами, шнуровками и др....

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

23 ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ

Игры для развития моторики дома!...

Игры для развития мелкой моторикиу детей дошкольников

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ

В этом документе рассмотрены дидактические игры  на развитие мелкой моторики у детей...

«Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу....