Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

В консультации даны советы родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele2.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Советы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

         1.В общении с детьми чаще употребляйте обобщающие слова – понятия (одежда, обувь, посуда, мебель и т. п.). Например: «Давай расставим посуду на столе. Какой транспорт ты видел на прогулке с папой? Из каких овощей я приготовила салат? Помоги бабушке перебрать ягоды».

Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и затем уже отражал в речи свои мысли.

Распространённая ошибка - заучивание этих понятий по картинкам в книгах. Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя понял, чем отличаются овощи и фрукты, стул от табуретки и т. п. Алгоритм действий примерно такой: внимательно рассмотреть, сравнить, обсудить, и помочь ребёнку самому сделать вывод.

Позднее, нам надо лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», «Какие цветы растут у нас на даче? Можно поиграть с ребёнком в магазин, где ему надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки. Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (одежда, мебель, посуда и т. д.) и уточнить их.

   2.Чаще сравнивайте предметы друг с другом. Например, по дороге в детский сад предложите ребёнку сравнить его куртку и куртку мамы – чем они похожи и чем отличаются (цвет, форму, детали, материал). Сравнивать можно всё, что угодно : дома, транспорт, игрушки, деревья и др. Такие задания развивают не только речь, но его внимание, восприятие, мышление ребенка.

   3.Помогайте ребёнку, используя наводящие вопросы.  (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал? Что ты ему ответил? Чем всё закончилось). Можно предложить ребёнку игру «Закончи предложение (мою фразу). Например, «Мне очень понравилось, как… Я расстроился, когда… Сначала малыш будет рассказывать с помощью Вашей помощью, а позднее Вы заметите, что он сам научился строить высказывание.

 4.Можно  попробовать использовать ситуацию «письменной речи». Конечно, пишет не малыш, а вы под диктовку ребенка придуманный им рассказ (для друга или письмо бабушке). Это очень действенный, работающий способ развития речи, т. к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Предложите ребёнку начало фраз: «Сегодня мы были…где? Там мы видели? Мы стали…. И котята».  Постепенно Вы заметите, что речь ребенка стала  связной, и ребенок стал легко строить цельный текст – рассказ о событии.

5. Чаще спрашивайте ребенка о его переживаниях, его планах, просите рассказать что-либо. По дороге в детский сад спросите, в какую игру он хочет поиграть, какие игрушки ему больше нравятся и почему. А вечером, после садика, поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Обсудите, как он хочет провести выходные дни. Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, понятно и связно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.

6.Помните, что ребенку очень нужно общение со сверстниками, и лучше, в свободной игре.  Когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на занятиях с взрослыми! Это важно, так как активно формируется грамматический строй речи ребенка.

Важно знать и то, что если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит её в его памяти. Вместо этого просто скажите правильный вариант.

7.Сочиняйте сказкиЭтим можно заниматься прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Однажды… Вдруг… Один раз …. Бегемот спросил… Тогда… И все звери решили…» и т. д. Через несколько месяцев такого сочинения, Вы заметите, что малыш стал самостоятельно употреблять слова - связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.

8.Обязательно читайте детям книги, рассказывайте сказки. Чтение обогатит их словарь, принесёт много положительных эмоций.

Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на необычные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения – «туча занавесила небо», «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась». «Собирайте» их в волшебный мешочек – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки).

9.Играйте в загадки. Заниматься этим можно когда угодно и где угодно: можно «по пути», можно во время приготовления завтрака, на прогулке. Самые простые загадки строятся на сравнении. Например: «Он белый как… ребенок продолжает – «снег», но не снег. Он пушистый как…. «вата»– продолжает ребенок,  но не вата. Он пищит,  как ….резиновая игрушка, но не игрушка. Кто это?» (Котёнок). Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности. Загадайте придуманную загадку бабушке, старшему брату, папе. Помогайте ребёнку начинать фразы, а ребенок будет заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам.

     И последний, но очень важный совет, - речь ребёнка будет активно развиваться только в обстановке любви, добра и уважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...