Для чего необходимы упражнения по развитию дыхания, эмоций, артикуляционная гимнастика?
консультация
Меня часто спрашивают родители моих воспитанников: для чего необходимо выполнение артикуляционной гимнастики, упражнения по развитию дыхания и эмоциональной сферы? Как часто нужно заниматься? Когда необходимо начать занятия? Каков словарный запас в определенном возрасте? Ответы на эти часто задаваемые вопросы я постаралась отразить в буклете. Он будет интересен и полезен не только родителям, но и всем, кто интересуется этой проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklety_dlya_roditeley_sayt.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего нужны упражнения по развитию дыхания, мимики и эмоций, артикуляционная гимнастика?
Упражнения по развитию дыхания | Артикуляционная гимнастика | Упражнения по развитию мимики и эмоций |
Правильное речевое дыхание обеспечивает: - нормативное звукопроизношение; - поддержание громкости речи; - сохранение плавности речи и интонационной выразительности; - способствуют профилактике заболеваний лор. органов, повышению иммунитета; - улучшают ритмы энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, успокаивают, снимают стрессы, развивается умение произвольно контролировать дыхание, развивается самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями. | Артикуляционная гимнастика направлена на развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. - благодаря своевременным занятиям АГ дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста; - дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед; их мышцы уже будут подготовлены; - АГ очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»; - чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе; - занятия АГ позволяет всем научиться говорить правильно, чётко и красиво. | Мимические упражнения способствуют: - улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности речевого аппарата; - выразительности мимики, жеста и движения в целом; - снимают напряжение в речедвигательном аппарате; - развивают речевую эмоциональность детей; - содействуют совершенствованию основных психических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; - воспитывают волевую саморегуляцию; - создают благоприятный фон для занятий; - развивают эмпатию у детей. Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к АГ, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делать мимику выразительнее. |
Как часто проводить?
Упражнения по развитию дыхания | Артикуляционную гимнастику | Упражнения по развитию мимики и эмоций, массаж, самомассаж |
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут (в зависимости от возраста); - вдыхать воздух через рот и нос; выдыхать через рот; - вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно; - после выдоха сделать остановку на 2-3 сек (можно больше); - строго дозировать количество упражнений. | Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись; - лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут (несколько подходов); - не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз (один подход); - в старшем возрасте количество упражнений можно увеличить. | Общие правила: - перед занятием ребёнок должен мыть руки; - движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятие в полном объёме; - стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок; - удлинение стихотворной строчки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз; - ритм стиха задаёт ритм массажных движений; - темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж. |
Нормы усвоения языковых компонентов ребёнком дошкольного возраста
Возраст | 0 – 1 год | 1 – 2 года | 2 – 3 года | 3 – 4 года | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет |
Звуки | А, о, у, п, б, м | И, г, к, т, д | Х, в, ф, йотированные | Й, ль, сь, зь, э, ы, ц | С, з, ц, ш, ж, щ, ч | Л, р, рь |
Слова (количество) | До 20 слов | До 300 слов | До 800 слов | До 2000 слов | До 4000 слов | До 5000 слов |
Новообразования в речевом развитии | Крик Гуление Лепет Первые слова (мама, папа…) Существительные Выполняет просьбы | Существительные Глаголы Предложения (Мама иди!) Вопросы Первые выводы | Прилагательные Местоимения Предлоги Предложения до 3-4 слов | Наречия Числительные Развёрнутые предложения Словотворчество Стихи Подбирает рифмы | Сложные предлоги Классификация предметов Рассказ по картинке | Использует все части речи верно Составляет рассказ с изменением сюжета, интонации |
Средний объём словаря дошкольников
(данные М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной)
Возраст | 1 год | 1,5 года | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Среднее количество употребляемых слов | 10 - 12 | 30 - 40 | 300 - 400 | 1200 - 1500 | 1900 | 2500 | 3500 - 4000 |
Нормы по развитию речи
Возраст | Новообразования |
2 года | Запас слов до 200-300, ребёнок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трёх слов; |
2 года 6 мес. | Многословные предложения; |
2 года 6 мес. – 3 года | Ещё могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; |
3 года | Запас слов до 800-1000; употребляют грамматические формы; изменяют существительные по падежам, числам, глагол по родам и временам, числам и лицам; |
3 – 4 года | Второй период вопросов «Почему?» и «Когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов; нечёткость произношения некоторых звуков; |
4 года | Развёрнутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. |
4 – 5 лет | Короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. |
5 лет | Умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. |
6 лет | Используют сложные и распространённые предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений с развитием сюжета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных
В соответствии с современными государственными требованиями к дошкольному образованию, ребенок должен развиваться гармоничной, разносторонне развитой личностью и художественно-эстетическое развитие в ...
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...
Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Упражнения на развитие дыхания «Ветерок». Звуковая культура речи.
Программное содержание1.Продолжать формировать интерес к занятиям.2.Продолжать формировать потребность детей в общении.3.Формировать умение детей слушать обращенную речь, отвечать на вопросы по мере в...
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...
Статья для чего нужны игры на "Развитие дыхания" вторая младшая группа.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается на...
Комплекс кинезиологических упражнений на развитие дыхания: «Речевое дыхание — основа правильной речи»
Цель дыхательных упражнений - формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания; развивать силу, продолжительность, постепенность и целенаправленность дыхания, у...