Для чего необходимы упражнения по развитию дыхания, эмоций, артикуляционная гимнастика?
консультация

Сажаева Надежда Константиновна

Меня часто спрашивают родители моих воспитанников: для чего необходимо выполнение артикуляционной гимнастики, упражнения по развитию дыхания и эмоциональной сферы? Как часто нужно заниматься? Когда необходимо начать занятия? Каков словарный запас в определенном возрасте? Ответы на эти часто задаваемые вопросы я постаралась отразить в буклете. Он будет интересен и полезен не только родителям, но и всем, кто интересуется этой проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklety_dlya_roditeley_sayt.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужны упражнения по развитию дыхания, мимики и эмоций, артикуляционная гимнастика?

Упражнения по развитию дыхания

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию мимики и эмоций

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

- нормативное звукопроизношение;

- поддержание громкости речи;

- сохранение плавности речи и интонационной выразительности;

- способствуют профилактике заболеваний лор. органов, повышению иммунитета;

- улучшают ритмы энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, успокаивают, снимают стрессы, развивается умение произвольно контролировать дыхание, развивается самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

- благодаря своевременным занятиям АГ дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста;

- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед; их мышцы уже будут подготовлены;

- АГ очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»;

- чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе;

- занятия АГ позволяет всем научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Мимические упражнения способствуют:

- улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности речевого аппарата;

- выразительности мимики, жеста и движения в целом;

- снимают напряжение в речедвигательном аппарате;

- развивают речевую эмоциональность детей;

- содействуют совершенствованию основных психических процессов: внимания, памяти, способности к переключению;

- воспитывают волевую саморегуляцию;

- создают благоприятный фон для занятий;

- развивают эмпатию у детей.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к АГ, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делать мимику выразительнее.

Как часто проводить?

Упражнения по развитию дыхания

Артикуляционную гимнастику

Упражнения по развитию мимики и эмоций, массаж, самомассаж

- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут (в зависимости от возраста);

- вдыхать воздух через рот и нос; выдыхать через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;

- после выдоха сделать остановку на 2-3 сек (можно больше);

- строго дозировать количество упражнений.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись;

- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут (несколько подходов);

- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз (один подход);

- в старшем возрасте количество упражнений можно увеличить.

Общие правила:

- перед занятием ребёнок должен мыть руки;

- движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятие в полном объёме;

- стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

- удлинение стихотворной строчки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

- ритм стиха задаёт ритм массажных движений;

- темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж.

Нормы усвоения языковых компонентов ребёнком дошкольного возраста

Возраст

0 – 1 год

1 – 2 года

2 – 3 года

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

Звуки

А, о, у, п, б, м

И, г, к, т, д

Х, в, ф, йотированные

Й, ль, сь, зь, э, ы, ц

С, з, ц, ш, ж, щ, ч

Л, р, рь

Слова (количество)

До 20 слов

До 300 слов

До 800 слов

До 2000 слов

До 4000 слов

До 5000 слов

Новообразования в речевом развитии

Крик

Гуление

Лепет

Первые слова (мама, папа…)

Существительные

Выполняет просьбы

Существительные

Глаголы

Предложения (Мама иди!)

Вопросы

Первые выводы

Прилагательные

Местоимения

Предлоги

Предложения до 3-4 слов

Наречия

Числительные

Развёрнутые предложения

Словотворчество

Стихи

Подбирает рифмы

Сложные предлоги

Классификация предметов

Рассказ по картинке

Использует все части речи верно

Составляет рассказ с изменением сюжета, интонации

Средний объём словаря дошкольников

(данные М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной)

Возраст

1 год

1,5 года

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Среднее количество употребляемых слов

10 - 12

30 - 40

300 - 400

1200 - 1500

1900

2500

3500 - 4000

Нормы по развитию речи

Возраст

Новообразования

2 года

Запас слов до 200-300, ребёнок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трёх слов;

2 года 6 мес.

Многословные предложения;

2 года 6 мес. – 3 года

Ещё могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков;

3 года

Запас слов до 800-1000; употребляют грамматические формы; изменяют существительные по падежам, числам, глагол по родам и временам, числам и лицам;

3 – 4 года

Второй период вопросов «Почему?» и «Когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов; нечёткость произношения некоторых звуков;

4 года

Развёрнутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000.

4 – 5 лет

Короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают.

5 лет

Умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500.

6 лет

Используют сложные и распространённые предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений с развитием сюжета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных

В соответствии с современными государственными требованиями к дошкольному образованию, ребенок должен развиваться гармоничной, разносторонне развитой личностью и художественно-эстетическое развитие в ...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...

Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Упражнения на развитие дыхания «Ветерок». Звуковая культура речи.

Программное содержание1.Продолжать формировать интерес к занятиям.2.Продолжать формировать потребность детей в общении.3.Формировать умение детей слушать обращенную речь, отвечать на вопросы по мере в...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Статья для чего нужны игры на "Развитие дыхания" вторая младшая группа.

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается на...

Комплекс кинезиологических упражнений на развитие дыхания: «Речевое дыхание — основа правильной речи»

Цель дыхательных упражнений - формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания; развивать силу, продолжительность, постепенность и целенаправленность дыхания, у...