Консультация для родителей: Кризис трёх лет. Детская агрессия.
консультация (младшая группа)

Дроздова Анна Михайловна
Кризис трёх лет. Семь симптомов кризиса. Рекомендуемое поведение при взаимодействии с ребёнком. 
 
Детская агрессия. На кого она может быть направленна. Как предотвратить разрушительное проявление агрессивности у ребенка. Как отучить малыша кусаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение 78 «Теремок»

Консультация для родителей:

Кризис трёх лет. Детская агрессия.

Воспитатель: Дроздова Анна Михайловна

I квалификационная категория

г. Новосибирск 2021г.


Кризис трёх лет

Кри́зис трёх лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму.

Семь симптомов кризиса:

  • Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
  • Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
  • Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
  • Своеволие — стремление ребёнка всё делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
  • Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений.
  • Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается всё то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
  • Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует.

Рекомендуемое поведение при взаимодействии с ребёнком:

  • Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
  • Осуществление единой тактики воспитания в семье.
  • Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка в доступных для данного возраста пределов.
  • Использование игровых приёмов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
  • Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме; проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
  • Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
  • Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
  • Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

При нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе проходит. Однако слишком жестокое, слишком строгое, прямолинейное, негибкое и консервативное воспитание «ломает» ребенка в этот период, делает его сверхпослушным, подавляет его собственную активность. Сейчас известно, что это не безопасно для развития ребенка. Безынициативность, пассивность и даже задержки в интеллектуальном развитии могут быть связаны с излишним жёстким воспитанием и чрезмерными ограничениями на этой стадии развития.

Детская агрессия

Детская агрессия — это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особенности, подражание реакции взрослых, эмоции, недостатки семейного воспитания.

Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что, если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

Агрессия ребёнка может быть направлена:

  • на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);
  • на близких людей;
  • на животных;
  • на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
  • на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
  • на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы).

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

Как предотвратить разрушительное проявление агрессивности у ребенка:

  • Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке - проявлять к нему любовь.
  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию - пусть он порезвится один или с приятелем; не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела – пусть его энергия расходуется в «мирных» целях (спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п.).
  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
  • Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками - в совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
  • Не прибегайте к физическим наказаниям!
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения: не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений, разговоров о мести обидчикам и т.п.

Как отучить малыша кусаться?

  1. Никогда не давать положительной реакции (смех или улыбка), если кого-то укусили.
  2. Не пускать в ход зубы по отношению к своему малышу даже в игровой форме. Для него нет разницы между нежными покусываниями взрослого и своими аналогичными (как ему кажется) действиями.
  3. Научить ребёнка альтернативным способам получать желаемое: используя жесты и слова, а не зубы.
  4. Объяснить ребёнку, что нужно угощать сверстников. К примеру, следует поделиться с ними печеньем. Когда ребенок предлагает угощение другим детям, необходимо похвалить его.
  5. Научить малыша играть игрушкой не самому, а по очереди с другими детьми. Обязательно похвалить, если это происходит на ваших глазах.
  6. Показать, как выражать свои положительные эмоции по отношению к игрушкам во время игры. Например, как обнимать мишку, гладить котёнка или целовать куклу. Хвалить ребёнка, если он спокойно и мирно играет.
  7. В случае, когда ребёнок бросает игрушки, нужно объяснить, что кукле неприятно, следует её пожалеть.
  8. Организовывать и поощрять игры с песком, водой или глиной, так как такие занятия усмиряют агрессию.
  9. Дать возможность ребёнку рисовать, особенно красками.
  10. Если ребёнок кусает детей в садике, то дома следует как можно чаще угощать его твёрдой пищей. Пусть грызёт морковь, капусту, огурец, яблоко, сухари или баранки.
  11. Малышу нужно периодически играть кубиками или конструктором.
  12. У крохи должно быть специально отведённое место, где можно ползать, валяться и кувыркаться.
  13. Ребёнку не следует видеть, как ругаются и дерутся между собой взрослые.
  14. Нужно неукоснительно соблюдать распорядок дня малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Кризис трёх лет"

Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система «Я» кипит...

Консультация (младшая группа) по теме: Консультация для родителей «Кризис трёх лет»

Плякова Е Ю воспитатель МДОУ  ДС №20 Алёнушка.г Будённовск Консультация (младщая группа) по теме:Консультация для родителей«Кризис трёх лет»Многие родители не  знают как над...

Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"

Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей:" Кризис трёх лет у детей,как вести себя родителям"

Консультация для родителей:"Кризис трёх лет у детей,как вести себя родителям"...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет или кризис «Я сам!»»

Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днём он становится всё самостоятельнее, но не всегда это радует родителей....

консультация для родителей "Кризис трёх лет. Как взаимодействовать с ребёнком в период кризиса трёх лет".

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это – движущая сила развит...