папки передвижки
консультация


Предварительный просмотр:

ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ ШЛЕПАТЬ?

            https://arhano.ru/sites/default/files/asp_lj/0046329_1467891676.jpg


Многие до сих пор считают, что поднимать руку на детей допустимо и эффективно. Обычно озвучиваются следующие причины этому:
- с некоторыми детьми иные доводы не работают;
- не могу сдержать свой гнев;
- шлепаю, когда ребенок доводит меня до предела;
- меня самого так воспитывали, и я вырос нормальным;
- лучше один раз шлепнуть, чем читать долгие морали…
Получается, что телесные наказания больше свидетельствуют не о катастрофических проступках детей, а о родительских проблемах: бессилии, неумении сдерживать гнев, незнании, как по-другому реагировать на капризы.
Часто детям достается совершенно не к месту. Вот годовалый малыш в сотый раз тянется к газовой конфорке, или спичечному коробку, или он изрисовал фломастерами обои – классический и вполне ожидаемый поступок от ребенка младше трех лет. Шлепок от раздраженного родителя действительно его остановит, вызовет слезы, заставит почувствовать боль, но пока ребенок умом не дорастет до того, как правильно поступать, он будет продолжать трогать плиту и рисовать на поверхностях, так как руководствуется познавательной активностью.
Или родитель срывается на ребенка, который бесконечно прыгает на кровати, залезает на высокие поверхности, выкидывает на пол стопки одежды из шкафа, громко кричит. Получается, что родитель силой сдерживает физическую активность – естественную природную и характерную особенность ребенка.
Можно сейчас говорить о том, что вопрос с ребенком-ураганом нужно решить чисто технологически: установить дома спортивный комплекс, обязательно совершать активные прогулки, записаться в спортивную секцию, чтобы энергия выплескивалась в правильном направлении. Но обычно родительское решение прекратить шум и наказать происходит в моменте и часто является вопросом установленного взрослым человеком предела, за рамки которого вышел ребенок. Так что это проблема не ребенка, а взрослого. И решать ее должен взрослый.
Что делать с ребенком?
- предотвратить потенциально опасные бытовые ситуации: поставить заглушки на розетки и ограничители на дверцы шкафов, убрать подальше острые ножи, загородить доступ к окнам;
- отвлекать: с малышами быстрое переключение внимания с раздражителя на другой предмет или занятие работает лучше всего;
- в некоторых случаях проще позволить ребенку увидеть прямое последствие его действий. Например, разрешить один раз легонько дотронуться до горячего предмета, чтобы ребенок понял – это может быть больно;
- обговорить строгие «нельзя». Запретов не должно быть слишком много, но их выполнение должно быть беспрекословным, а нарушение не должно вызывать родительское бездействие. К таким табу могут относиться следующие пункты: не обижать животных, не грубить, не поднимать руку на членов семьи, не бросаться камнями на детской площадке, не кусаться…
- использовать в общении невербальные методы: интонации, взгляд, мимику, нахмуренные брови, поднятый вверх палец, который предупреждает о том, что ребенок переходит границу и дальше может быть последовать наказание. Дети чувствуют малейшую перемену в родительском настроении и внимательно отслеживают выражение лица;
- заранее предугадывать, какие могут возникнуть сложности. Например, если вы собираетесь ехать куда-то на общественном транспорте, убедитесь в том, что ребенок не голоден, тепло одет, не хочет спать или в туалет.
Когда ребенок переходит границы, задача родителя – не проигнорировать этот момент, дать реакцию на неправильное поведение. Какими могут быть родительские реакции:
Слова, объяснения. Иногда правила придется повторить не один десяток раз, чтобы ребенок понял, что нельзя отпускать руку взрослого, переходя через дорогу, или играть со спичками. В этой ситуации хорошо могут сработать мультфильмы, книги, придуманные вами сказки, ролевые и настольные игры. Например, любителям спичек можно показать мультфильм «Как Вера и Анфиса тушили пожар», а с теми, кто выбегает на дорогу, поиграть в лото на тему правил дорожного движения. Дети очень внушаемы, но охотнее воспринимают информацию, если она подается не в виде нравоучения, а в форме рассказа о том, какие проблемы возникли у сказочного героя, когда он неправильно себя вел.
Наказание естественными последствиями. Сын моей подруги любил взять на улицу игрушечный мотоцикл, но, накатавшись, не любил отвозить его домой, бросал мотоцикл на дороге. В один из дней мама просто разрешила ему оставить мотоцикл, предупредив, что завтра его здесь может не быть. Ребенок согласился и на следующий день игрушки на улице, конечно, не нашел. Больше вопросов с тем, чтобы следить за своими вещами, у малыша не возникало. Или другая ситуация: школьник теряет второй телефон подряд, а родители, отругав, в спешном порядке покупают ему третий – причем, самую современную модель, ведь не может у ребенка быть что-то хуже, чем у одноклассников. Поймут ли дети о последствиях своей рассеянности, станут ли внимательно относиться к личным вещам? Первый ребенок, скорее всего – да. Второй – вряд ли.
Ребенок выбегает на проезжую часть – хватайте его в охапку и уводите домой. Бросает песком в детей – сразу же уходите с детской площадки, даже если появились здесь пять минут назад. Кинул об стену машину – остался без игрушки.
Лишение удовольствий. Момент, когда в воспитательном порядке ребенка лишают чего-то положительного: сладостей, мультфильмов, компьютера, встреч с друзьями. Такое наказание должно иметь четкие временные рамки и распространяться только на ребенка. Если в выходные вся семья собиралась ехать в ресторан или кино, а накануне один из детей себя плохо вел, не нужно отказываться от поездки. Лучше ограничить провинившегося ребенка в чем-то другом, что не затрагивает интересы остальных.
Уединение. Тайм-аут особенно эффективен, если ребенок ведет себя агрессивно и нужно как можно скорее изолировать его и увести от неприятной ситуации. Во время тайм-аута и ребенок, и родитель обычно остывают и успокаиваются, а затем спокойным тоном обговаривают, что произошло и почему ребенка отправили «подумать». Обычное правило тайм-аута для детей старше трех лет – минута уединения на каждый год возраста ребенка (три минуты для трехлетки, пять – для пятилетнего ребенка). Психологи не советуют ассоциировать место тайм-аута с комнатой, где ребенок спит.
Наказание уроком. Самый непростой, но в определенных случаях – самый действенный способ. Вспоминается пример из повести «Дорога уходит в даль», когда героиня прибегает к отцу с яблоками: они с друзьями только что украли эти яблоки во дворе садовника.
– Это я сама! Сама украла! – в восторге от необычайного приключения кричит девочка. И вдруг замечает зловещий вид отца и понимает: что-то она сделала не так. Отец ведет ее к дому садовника и требует, чтобы девочка вернула яблоки и попросила прощения, а после, все еще будучи в гневе, говорит: «Запомни, пожалуйста, на всю жизнь: ни одной чужой копейки, нитки чужой, куска чужого никогда не смей брать!» Героиня вспоминает этот урок как очень неприятный, досадный эпизод своей жизни, но в некоторых ситуациях такое столкновение с реальностью и даже стыдом необходимо. Это дает ребенку ориентир на будущее и понятие о приемлемом и неприемлемом.
Что делать с собой?
Мои представления о том, как родителям стоит относиться к проступкам ребенка, изменил Фил Данфи – отец троих детей, персонаж популярного ситкома «Американская семейка». Его младший сын Люк тайком от всех в одночасье опустошил большой пакет со сладостями, а когда в школе его стошнило и пришлось вызывать родителей, мальчик признался отцу в содеянном.
– Я взял пакет, спрятал его, а затем все съел, – выдохнул Люк.
Наверняка, большинство родителей отреагировали бы на это признание так:
«Ну и зачем ты это сделал?»
или
«Ты с ума сошел?»
или
«Может, теперь, наконец, поймешь, что столько сладостей есть нельзя?»
Фил Данфи произнес одну фразу: «Ох, дружище». Он своему сыну просто посочувствовал, зная, что главный урок Люк уже получил и был наказан случившимся. Фил вообще из тех, кто всегда на стороне своих детей и, что бы ни происходило, сначала старается войти в положение. И если его жена, волевая и строгая Клэр, в семье часто бывает плохим полицейским, то Фил, бесспорно, полицейский хороший. Но в одном родители Данфи едины: хотя об этом не говорится в фильме, думаю, что ни Клэр, ни Фил никогда не поднимали руку на своих детей.
Что может помочь родителям справиться с негативными эмоциями?
- просто скажите себе: я никогда не ударю своего ребенка. Часто даже с самыми спокойными взрослыми случаются промахи, после которых они дают зарок – больше никогда. Если с вами этого промаха не случалось, прямо сейчас дайте себе обещание, что и не случится. Если боитесь не сдержать подобного зарока, начните с малого: держать себя в руках в течение недели, месяца и постепенно увеличивайте период до «больше никогда»;
- заручитесь поддержкой партнера. Один из родителей может быть строже или мягче, но в главном – неприятии телесных наказаний – вы должны быть едины;
- любите своих детей любыми. Приклеивание к ребенку ярлыков «неуправляемый», «гиперактивный», «несносный», а также постоянный страх того, что скажут окружающие о поведении ребенка, мешают тому, чтобы ценить в детях в первую очередь достоинства, а не недостатки;
- постарайтесь понять, почему ребенок плохо себя ведет. Возможно, присмотревшись, вы заметите действительно важную причину. Ребенок капризничает в гостях, грубит взрослым, передразнивает – это, во-первых, повод уйти, во-вторых, какое-то время не ходить в гости. А в третьих, понаблюдать, нет ли среди взрослых того, кто провоцирует малыша и оказывает на него давление – «вежливо поздоровайся с гостями», «расскажи нам стихотворение», «не вертись, дети должны сидеть за столом смирно»?
- относитесь к ребенку как к ребенку, не ставьте его на один уровень с собой, признайте его психологическую незрелость и неумение правильно действовать во всех ситуациях;
- помните, что демонстрируя свое поведение, мы даем ребенку пример, которым он вооружится в воспитании своих будущих детей;
- если чувствуете, что вот-вот замахнетесь на ребенка, найдите в себе силы уйти в другое место и закройтесь там. Пять минут ребенок без вас сможет обойтись, а вы за это короткое время успеете справиться с раздражением;
- разберитесь с причинами своего гнева. Психологи считают, что гнев – вторичное чувство и имеет под собой какое-то первичное переживание. Многие мамы признаются, что не могут себя сдерживать из-за большой усталости и отсутствия помощи рядом. Придумайте, что можно сделать, чтобы эта помощь у вас была, чтобы вы получали свой отдых, а ребенок не страдал от того, чего не хватает вам;
- если вы раздражены, не сохраняйте олимпийское спокойствие и не делайте вид, что ничего не происходит. Говорите ребенку о своих чувствах в формате «я-сообщений». «Мне трудно ходить по полу, когда на нем разбросано столько игрушек» Или «мне сейчас очень стыдно и неприятно» – в ответ на детскую истерику в магазине;
- призывайте на помощь юмор. Самым действенным бывает не срываться на капризничающем и ноющем ребенке, а передразнить его или внезапно защекотать, повалить на кровать и начать бой подушками. Часто такой совершенно несерьезный метод снимает напряжение, переключает внимание ребенка, а главное, позволяет всем выплеснуть негативные эмоции в безопасной форме, когда никто ни на кого не поднимает руку.



Предварительный просмотр:

           Польза рисования для детей

                        польза рисования для малышей

Почему малышу полезно рисовать

Замечали ли вы, с каким интересом ваш малыш берет в руки любой пишущий предмет и начинает водить им по бумаге, и не только. В ход идут книжки, стены, пол. Нередко после рисования можно встретить разрисованный стол. След от карандаша, ручки или фломастера, оставленный малышом, вызывает у него неописуемый восторг. Родителей же перспектива разрисованных стен и вещей нередко пугает. Но не спешите забирать у юного художника источники творения. Просто правильно организуйте его деятельность.

Не забывайте, насколько велика польза рисования для детей. Чем раньше малыш приобщается к рисованию, тем быстрее он познает окружающий мир. Малыш учится брать и держать карандаш, целенаправленно действовать им. Благодаря этому  очень хорошо развивается мелкая моторика рук. Психологи утверждают, что чем лучше развита мелкая моторика рук, тем ребенок умнее и сообразительнее, тем лучше и быстрее у него будет развиваться речь.

Кроме того, рисование стимулирует развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения. Через рисование малыш само выражается, он выражает в рисунке свои эмоции и чувства, это способствует развитию личности.

В процессе рисования развивается мышление и речь. Ребенок объясняет, что он нарисовал, как, почему.

Развиваются творческие способности ребенка, ведь создавая рисунок, малыш каждый раз создает свой собственный мир и это чрезвычайно важно для него.

 Рисование способствует даже развитию математических способностей, ведь рисуя, малыш учится анализировать, сравнивать, ориентироваться на плоскости (вверх- вниз, влево –вправо), оценивать расстояние (ближе –дальше), величину (больше- меньше, высокий – низкий).

Как рисовать с малышом

C:\Users\Андрей\Desktop\15528760.jpg

Пока ребенок маленький ему очень сложно рисовать на маленьком альбомном листочке. Поэтому рисовать лучше на бумаге большего размера. Для этих целей можно купить самые дешевые обои и раскатать по полу рулон. Если вы не так давно делали ремонт, возможно, в закромах у вас остались остатки обоев, это только облегчит вам задачу. Места для творчества масса! Воплощайте свои фантазии и задумки. Рисовать можно красками, фломастерами или карандашами – как вам больше нравится. Для совсем маленьких художников безопасны будут  восковые мелки и пальчиковые краски. Рисовать пальчиками понравится малышу. По окончанию вашего рисования полученный шедевр можно разместить на стене в детской.

Сейчас в продаже есть обои, которые предназначены для раскрашивания. Они представляют собой контуры всевозможных животных, мультипликационных героев и прочих фигур. Такие обои будут очень интересны ребенку, однако предлагать их маленькому малышу нельзя. Иначе он не поймет различие специально отведенных для рисования обоев от обоев в других комнатах и это грозит вам получить картинки во всех комнатах.

Рисуем вместе с мамой

http://instamam.ru/wp-content/uploads/2014/04/Fotolia_57636541_S.jpg

Деткам, которым нет еще годика, полезно будет заниматься рисованием вместе с мамой. Рисунок матери обязательно запечатлеется в сознании малыша. А совместная деятельность с мамой создаст положительную эмоциональную атмосферу, и будет способствовать созданию доверительных отношений между матерью и ребенком. Самое главное, что оба  получат от процесса рисования много положительных эмоций.

Сейчас существует множество способов рисования: рисование пальчиками, рисование пластилином, рисование манкой.

Как поддержать у ребенка интерес к рисованию

Необходимо поддерживать у ребенка интерес к рисованию.

Обязательно выразите свое восхищение рисунком, покажите, что вам интересно, расспросите малыша ,что он нарисовал, почему выбрал такие цвета и т.д.

Отметьте новые творческие находки и умения ребенка.

Не критикуйте рисунки детей, не смейтесь над ними.

Не заставляйте ребенка рисовать, он должен заниматься этим по собственному желанию, по вдохновению.

Рассматривая рисунки ребенка, укажите на положительную динамику, малыш почувствует, что от раза к разу у него получается все лучше.



Предварительный просмотр:

                        КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                         ЧТО ТАКОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО?

   Термином «детское словотрворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например : «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долге» - дольше и многое другое.

   К. И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчетва.

                У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чувство

               языка, … что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся

               калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны,

               естественны…

                                                                                К. И. Чуковский

     КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ СЛОВОТВОРЧЕСТВО В РЕЧИ РЕБЕНКА?

   Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.

  1 Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь», то, что слеплено; «прыг» - прыжок.

  2 Чужие окончания:  к корню одного слова прибавляются окончания другого : «сухота» - сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.

  3 Синтетические слова: одно слово составляется из двух: «бананас» - банан и ананас, «мапин» - мапина дочка, то есть я мамина и папина.

   Давайте попробуем определить, как  образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова – осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого

Новые слова ребенка

образец

Видишь какой у меня желтяк выскочил?

Синяк

Я- правдун!

Лгун, болтун

У меня гусья кожа сделалась

Лисья песья

   Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

   Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными.

   Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.

                     … Взрослые никогда ничего не понимают сами,

                    а для детей очень утомительно без

                   конца им все объяснять и растолковывать.

                                   Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц



Предварительный просмотр:

                      Мелкая моторика. Что это?

Понятие «мелкой моторики» известно каждой маме, но что это такое на самом деле, мало кто представляет. Между тем, развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание с самых ранних лет крохи.

Что такое мелкая моторика и для чего ?

http://hokkey-kazan.ru/vk/img.php?url=http://cs543107.vk.me/v543107389/3de5/Gqmo-ML0fxY.jpg

 Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей. Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы (например, на развивающей коврике). Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры. Хорошо, если ребенок приучится хранить игрушки в отдельных коробках. Это дисциплинирует его, научится складывать детали конструкторов, держать их в чистоте и порядке. Коробки хорошо хранятся на полках и в шкафах в детской комнате ребенка, не создают видимости беспорядка. В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной.

Способы развития мелкой моторики рук у дошкольников 

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый их этих способов более подробно.

Пальчиковые игры 

Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.

http://www.dou4sun.ru/files/Image/gruppa%20ladushki.jpg

 Для детей, перешедших из ясельной группы детского сада, пальчиковые игры рекомендуется подкреплять своеобразным реквизитом: кубиками, пирамидками и прочими мелкими игрушками. Можно вместе стоить башню из кубиков, стараясь сделать это таким образом, чтобы строение получилось прочное, аккуратное и не разрушилось от нечаянного движения. Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат. Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут. На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Если какая-то игра не нравится ребенку, то вряд ли вы сможете удерживать внимание малыша на ней долгое время. Поэтому следите и за тем, какие предпочтения у вашего чада, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Игры-шнуровки 

http://igry-pochemuchek.ru/import_files/65/65e294cfb0e211e495f160a44c354b6b_49ebdc33aee911e495f160a44c354b6b.jpg

Этим развлечениям большое внимание уделяют детские логопеды и психологи. Наверное, многие родители помнят подобные игрушки еще с ясельного возраста своих детей. Такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя. Шнуровки, как и многие другие игрушки, быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любая мама. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно повлияет на развитие моторики и общее развитие крохи.

Пальчиковые краски 

Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками. «Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг. Опытные родители рекомендуют обязательно подготавливать «плацдарм» для творчества и застилать место для рисования клеенкой. Вместо альбомных листов все-таки лучше использовать ватман. Его можно располагать на клеенке или вешать на стену или специальную доску. Чтобы краска не испортила весь интерьер квартиры, не разрешайте ребенку рисовать, где ему вздумается: для творческих порывов должно быть конкретное место. И творить лучше в домашней одежде, которую можно будет легко привести в порядок, постирать и почистить

 Конструкторы

 Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению. Однако, это не означает, что если родители купили ребенку какой-нибудь из видов конструкторов (или сразу все), что теперь с развитием их чада будет все в порядке. Малыша нужно заинтересовать, показать, как работать с тем или иным видом игрушек, а также выбрать конструктор в зависимости от возраста ребенка. Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам. Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность. Цветовая гамма конструкторского набора также очень важна для развития детей дошкольного возраста. Собирая башни, дома и прочие строения и конструкции, ребенок учится дизайнерским навыкам, вырабатывает чувство стиля, работает не только с деталями, но и с цветом. Чтобы заинтересовать ребенка работой с конструктором, сразу после покупки поиграйте с ним вместе. Соберите башню, автомобиль, самолет или что-то другое. Не требуйте от ребенка четко следовать предложенным инструкциям, собирать только то, что показано на рисунках. Предоставьте ребенку свободу для творчества, пусть фантазирует, проявляет себя. В следующий раз предложите ребенку что-либо собрать самостоятельно и потом показать вам результаты своего творчества. Если после игры ребенок не захочет сразу разбирать собранный шедевр, не настаивайте. Пусть какое-то время корабль или дворец покрасуется на полке в собранном виде, ведь дошкольники – большие хвастунишки, и это нормально. Ребенок начинает гордиться плодами своей работы, стремиться в следующий раз сделать что-то более ценное, сложное и красивое.

 Аппликации 

Заниматься аппликацией под присмотром родителей дети могут уже с 4 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные, иногда одинакового размера, фигурки развивает мышцы кисти, приучает ребенка к аккуратности и развивает воображение. Здесь, также как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей аппликации обратнопропорциональны возрасту ребенка. Если ребенок еще мал, то вполне допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур (например, цветок, домик). Чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Например, 6-ти летние дети уже вполне способны вырезать несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике можно сделать окошки, трубу, дым и так далее.

Лепка

http://ddu387.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=2813

 Лепить можно из чего угодно – все это способствует развитию моторики, мышления, внимания и творческих навыков. Можно приобрести ребенку пластилин, их существует множество видов и каждые родители смогут выбрать материал для лепки на свой и ребенка вкусы. Подробнее о видах пластилина и как научить ребенка лепить из него всевозможные поделки, читайте на нашем сайте в статье о лепке с детьми. Можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто предназначено для работы малышей и взрослых, оно легко разминается, хорошо лепится. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком. Такие занятия способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук.

Советы педагогов

Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически. Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам. Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь. Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

Итак, мы выяснили, что мелкая моторика – не пустой звук и, чтобы ребенок был развитым и успешным в будущем, ей следует уделять серьезное значение. Не правильно считать, что «ну вот ребенку исполнилось 4 года, теперь пора заниматься развитием моторики». Если поступить именно так, то будет слишком поздно. Массаж ладошек новорожденному, «агушки» и «потешки», игры в ладушки – все это способствует развитию моторики у новорожденных. А уже с возрастом вместе с ребенком родители осваивают и другие способы. Надеемся, что наши рекомендации помогли вам принять для себя правильное решение и выбрать те способы развития моторики, которые больше подходят вашему ребенку.

http://dail.com.ua/images/news/motorika.jpg



Предварительный просмотр:

                             ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

Рассуждаем о важности гигиены

Культурно - гигиенические навыки - очень важная часть повседневной жизни человека. Приучайте детей утром и перед сном мыть с мылом лицо, шею, уши, чистить зубы, причесываться; мыть руки перед едой, после прогулки, туалета, общения с животными; мыть перед сном ноги и вытирать их специальным полотенцем; пользоваться носовым платком.    Кроме тго, дети должны понимать, что быть опрятным, чистым и аккуратно  причесанным - это проявление уважения к окружающим. У малышей должно возникнуть представление о том, что когда встречают человека первый раз, прежде всего, обращают внимание на его внешний вид, и если человек не следит за своей внешностью, первое мнение о нем у окружающих будет негативным.

Полезные привычки формируются достаточно долго и постепенно, но тягу к чистоте надо заложить уже дошкольнику. Навыки гигиены, приобретенные в детстве, остаются на всю жизнь.

Взрослым необходимо не просто познакомить ребенка с правилами личной гигиены, но сформировать привычки, необходимые для ведения здорового образа жизни, дать знания о пользе соблюдения чистоты, правильного питания, движения для здоровья.

Дети должны усвоить:

  • элементарные культурно-гигиенические навыки (необходимо мыть руки, чистить зубы, причесываться);
  • понятия о соблюдении режима дня, чередовании нагрузки и отдыха, пользе движения и занятий физкультурой;
  • представления о правильном питании, полезных и вредных продуктах, правилах поведения за столом;
  • умение поддерживать порядок  в своей комнате, содержать в порядке свои вещи, игрушки.

Самый простой способ обучения ребенка гигиене - это собственный пример. Побуждайте его рассуждать о том, что полезно для здоровья, а что нет, проводите аналогии с имеющимся у малыша опытом; сопровождайте рассказ стихами, потешками,  песенками.

Чистим зубы

В полости рта человека находится большое количество микроорганизмов, они способны вырабатывать из сахаров, которые мы потребляем, клейкие вещества. Ими бактерии прилепляются к зубу - так образуется зубной налет. Бактерии зубного налета выделяют молочную кислоту, она начинает разрушать эмаль зуба  и вызывает воспаление десен. Кариес - заболевание, при котором происходит постепенное разрушение твердой ткани зуба, в результате чего в нем образуется полость. Последствия запущенного поражения зубов кариесом - развитие более опасных заболеваний. Если молочные зубы детей поражены кариесом, приходящие на смену им постоянные зубы тоже будут поражены кариесом.

  Для профилактики кариеса очень важно рациональное питание. Для очищения зубов от налета и укрепления десен в рацион необходимо  включать яблоки, морковь и другие жесткие овощи и фрукты в сыром виде. Основным строительным материалом для зубов является кальций. Он содержится в орехах, зеленых овощах, молочных продуктах. Очень холодная или горячая пища вредна для эмали зубов. Еще вреднее - резкий перепад температуры. Чрезмерное потребление углеводов способствует заболеванию кариесом. Залог здоровья зубов - регулярный правильный уход.

Ежедневная гигиена полости рта включает:

  • тщательную чистку зубов утром и вечером;
  • очищение полости рта после каждого приема пищи;
  • Уход за межзубными промежутками с помощью зубной нити  или зубочистки.

Обо всем этом нужно рассказать ребенку, чтобы он стал осознанно следить за своими забами. Пусть малыш задумается, для чего нужны зубы:

  • предложите ребенку попытаться откусить кусочек яблока или моркови, закрыв передние зубы губами;
  • предложите малышу сказать "дом", "стол" и другие слова, не касаясь языком передних зубов;
  • предложите закрасить черным фломастером несколько зубов на фотографии в журнале и увидеть, какой некрасивой стала улыбка.

Ребенок должен осознать, для чего он чистит зубы, самостоятельно сделать вывод о необходимости ухаживать за зубами.

Чистить зубы надо правильно:

  • начинают с верхней челюсти - движения щеткой "сметающие" , сверху вниз по 10 раз на каждые два зуба. Сначала чистится внешняя, затем внутренняя сторона зубов;
  • таким же образом чистим зубы нижней челюсти - движениями снизу вверх;
  • жевательную поверхность чистим круговыми движениями, продвигаясь от щеки к центральным зубам.

Ухаживаем за волосами

Состояние волос зависит от окружающей среды, рациона питания, времени года и даже настроения, и, конечно же, от правильного ухода за ними.

Мыть голову надо правильно:

  • перед мытьем тщательно расчешите волосы;
  • не все дети любят мыть голову, поэтому процедура не должна длиться слишком долго, а вода не должна быть слишком горячей;
  • категорически не рекомендуется втирать мыло или шампунь в кожу головы. Мыть волосы следует не мылом или шампунем, а их пеной, продвигаясь от корней волос к кончикам;
  • при мытье нужно хорошо промывать волосы. Смывать шампунь необходимо в несколько раз дольше, чем намыливать голову;
  • после мытья волосы необходимо просушить, нельзя укладывать ребенка в постель с мокрыми волосами.

Причесываемся:

  • причесываться надо не реже двух раз в день;
  • расческу лучше выбирать из натуральных материалов, с неострыми зубьями;
  • если волосы густые и длинные, лучше пользоваться гребенкой, а если короткие - щеткой;
  • чтобы правильно расчесать волосы, голову нужно наклонить, начинать расчесывать нужно от затылка, плавными движениями;
  • не расчесывайте мокрые волосы, сначала просушите их.

Не забывайте вовремя подстричь малыша! От стрижки зависит прическа, а от прически - внешний вид и манеры ребенка.

Подстригаем ногти

При регулярном пользовании ножницами ребенок к шести годам может освоить и самостоятельную стрижку ногтей. Дети, умеющие резать ножницами бумагу, как правило, не боятся стричь ногти. Перед тем как ребенок самостоятельно пробует подстричь ногти, предложите ему потренироваться на "тренажере": обвести по контуру свою кисть, положив ее на  лист тонкого картона, и вырезать полученные отпечаток. На картонных пальцах нарисуйте ногти и очертите часть, которую требуется срезать. Когда перейти от тренировки на картоне к самостоятельной стрижке ногтей на руках, ребенок должен решить сам.

Ребенок должен запомнить:

Зубная щетка, мочалка, расческа, заколка, полотенце, нательное белье, носовой  платок - только личные вещи, нельзя давать их в пользование или самому пользоваться чужими принадлежностями.



Предварительный просмотр:

      СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Семья для ребенка

В семье маленький человек проводит большую часть своей жизни. Для малыша "мир" - преимущественно мир семьи, в котором родители - главные опоры, без которых этот мир обрушится. Семья - одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Приобретенное в семье сохраняется в течении жизни. В семье закладываются основы личности, которая начинает формироваться в процессе отношений с близкими.

Без авторитета взрослых невозможно воспитание. Прививайте детям уважение к старшим членам семьи, к матери и отцу. Недопустимо  пренебрежительно отзываться о ком-то из членов семьи, злословить при ребенке.

В семье закладываются основы всех сторон развития личности ребенка:

  • Физической;
  • Познавательной;
  • Речевой;
  • Духовно-нравственной;
  • Художественно-эстетической.

http://family-child.ru/wp-content/uploads/2013/02/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F.jpg

Семейный уклад и здоровье

Забота о здоровье ребенка начинается со здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни - это и благоприятный эмоциональный климат, и доброжелательное отношение членов семьи друг к другу, и создание условий для активной деятельности ребенка, и культивирование движения, здорового питания, трудовой активности, и отказ взрослых от алкоголя, курения.

Условия  познавательного развития

Познавательное развитие предполагает развитие интеллекта (разума) ребенка, его познавательных способностей, формирование представлений о себе, развитие воображения, любознательности, творческой активности.

 Характер ребенка и его мироощущение в значительной степени зависят от впечатлений и установок, полученных от родных и близких, и в первую очередь от матери. Маленькие дети психологически составляют с ней единое целое, чутко реагируя на ее внутреннее состояние. Для  полноценного развития,   детям  обязательно нужны радость и чувство защищенности. В спокойной, жизнерадостной атмосфере у ребенка формируется чувство психологического комфорта и безопасности, в противном случае ребенок проявляет тревожность и возбудимость.

Попробуйте завести "дневник самонаблюдения": посчитайте, сколько раз за неделю вы выразили радость, а сколько за этот же промежуток времени - недовольство, осуждение, раздражение, гнев. "Запирайте" негативные чувства на время общения с детьми!

Развитие речи.

Связная речь развивается в постоянном повседневном общении. Дети строят свою печь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. Речь взрослого должна быть четкой, спокойной, понятной.

Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком! Необходимо обеспечить полноценное общение как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени), так и в качественном (интеллектуально и эмоционально).

Введите традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне. Заинтересованно и внимательно выслушивайте  рассказы и вопросы ребенка.

Помогайте ребенку овладеть речью. Приучайте четко и правильно произносить звуки. Ненавязчиво поправляйте его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем старайтесь делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала беседы. Обязательно читайте детям книги, беседуйте о прочитанном, соотносите прочитанное с его жизненным опытом.

Художественно-эстетическое развитие.

Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания. Приучайте ребенка внимательно, осмысленно рассматривать иллюстрации, задавайте вопросы, акцентируйте внимание на деталях, объясняйте, какой текст иллюстрирует картинка.

С ознакомления с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, уютной квартирой начинается развитие чувства прекрасного у ребенка. Учите ребенка воспринимать слушать музыку, сопереживать персонажам художественных произведений, воспринимать изобразительное искусство и мир природы.

Без названий нет знаний! Знакомя ребенка с окружающим миром, приучая обозначать все  предметы и явления словом, вы содействуете формированию его мышления.

Труд и социальное развитие

Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение принятых в обществе норм и ценностей, становление самостоятельности, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование основ безопасного поведения.                                                                                      Самообслуживание - начало трудового воспитания дошкольника. Ребенок должен сам поддерживать порядок в своих вещах, игрушках, убирать постель, готовить рабочее место к занятиям. Ребенку, воспитанному в атмосфере всеобщего умиления, кажется, что ему все можно, он не умеет и не хочет трудиться, не развивает настойчивости,- и этим создается задел для многих проблем в будущем.

Запомните: не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Обязательно ребенку несложные поручения, давайте возможность наблюдать за работой взрослых: ребенок должен усвоить, что все люди работают, имеют обязанности перед другими людьми, и их труд  достоин уважения.

 Стремление действовать самому, подражая труду взрослого,- важная черта поведения дошкольника. Не упустите время, пока малыша радует само выполнение трудовых операций.  Трудовые навыки играют ведущую роль в формировании самодисциплины.

Советы по воспитанию

Говорите ребенку, что вы его любите

Отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей приводят к проблемам выросших детей во взрослой жизни. Родителям необходимо поддерживать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся, что его плохой поступок не влияет на отношение к нему в целом.

Хвалите и поддерживайте его

Ребенка нужно поощрять, поддерживать его желание быль хорошим. Хвалите своего ребенка, пусть он видит, что вы замечаете его старания. В обстановке мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Но быть на стороне ребенка- не значит оправдывать его во всем.

Соблюдайте правила

Дети не всегда чувствуют границы дозволенного, поэтому выставление ограничений необходимо. Правил не должно быть слишком много, но они должны быть безусловны, понятны ребенку, постоянны и выполняемы единодушно всеми членима семьи.

Учите ребенка ответственности

Предлагайте ему возможность выбора, предварительно объяснив возможные варианты поведения и их результаты. Обосновывайте запреты, поясняйте и показывайте, к чему могут привести их нарушения, учите  правильно оценивать свои поступки.

Будьте последовательны

В семье очень важны слаженность и солидарность. Родители должны быть едины в своих требованиях, поддерживать друг друга и свой авторитет.

Всегда выполняйте свои обещания

Обещайте только то, что можете выполнить, иначе он перестанет вам верить. Дети тяжело переживают нечестность и неискренность родителей.

Играйте с ребенком

Постарайтесь вспомнить себя в его возрасте. Во время игры дети и родители становятся ближе друг к другу, начинают лучше понимать друг друга.

Будьте щедры

Щедрость родителей измеряется в душевном тепле, которые они дарят, в проведеном времени, в желании помочь и способности поощрять.

Уважайте ребенка

Помните, что ребенок - личность, он имеет право на свою точку зрения, не старайтесь добиться полного послушания любой ценой, дайте возможность высказать свое мнение.

Будьте примером для ребенка.

Личным примером формируйте в ребенке полезные привычки: делать зарядку, гулять, читать, поддерживать чистоту, обсуждать критические ситуации, уступать место, придерживать двери...

http://stom-gor-ul.ru/images/articles/sday/sday3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка по правилам дорожного движения

Увлеклась фотошопом. Моя первая работа....

Папка-передвижка "Профилактика гриппа"

Продолжаю оформлять информацию для родителей в фотошопе...

Папка-передвижка "Лепка из соленого теста"

В папке собран материал, необходимый для тех, кто заинтересуется мукосольками....

Папки-передвижки. Информация для родителей.

С ИТ появилась возможность создавать яркие интересные папки-передвижки с информацией для родителей. Я создала цикл по основным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8марта, Масленица и др. Прекрасная воз...

ПАПКА- ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В CEMЬЕ «ПРОТИВ ХВОРИ - ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!»

Цель: Просветительская работа с родителями в области здоровьесбережения, привлечение родителей к здоровому образу жизни.         ...

информация для родителей в папку-передвижку

Рекомендации родителям и педагогам по профилактике острых  вирусных  респираторных инфекций и гриппа в период  эпидемиологического сезона...

Папка - передвижка "Зима" - декабрь.

Наступил декабрьПапка - передвижка используется, как наглядный материал для детей и  родителей. В папке - пере...