Использование потешек в режимных моментах с детьми раннего возраста
консультация

Существует давняя традиция — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, — все эти покачивания, поглаживания, очень нужны ребенку. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

 

Потешки — короткие стишки (реже песенки, предназначены для развлечения детей и сопровождающие элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потошки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.  Назначение потешки — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Потешки замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства. Они забавляют, радуют, организуют поведение малыша, воспитывают положительное отношение к режимным моментам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchestvuet_davnyaya.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Существует давняя традиция — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, — все эти покачивания, поглаживания, очень нужны ребенку. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Потешки — короткие стишки (реже песенки, предназначены для развлечения детей и сопровождающие элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потошки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.  Назначение потешки — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Потешки замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства. Они забавляют, радуют, организуют поведение малыша, воспитывают положительное отношение к режимным моментам.

Потешка в период адаптации

Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

Например:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Будем вместе мастерить

Веселиться и дружить.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. В адаптационный период с целью знакомства с ребенком можно использовать различные потешки.

Например:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий

***

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папенька

Этот пальчик – маменька

А вот этот – наш малыш,

А зовут тебя – (имя ребенка)

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях помогает ласковая потешка, она успокоит тех, кто плачет или шумит.

Например:

Что ты плачешь, «ы» да «ы»,

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

Это что тут за рев?

***

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка –

Это Вова - ревушка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач

Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка способна погасить в ребенке отрицательные эмоции, отвлечься и успокоится. Ребёнок отвлекается от своих переживаний, успокаивается. А в его глазах «загорается» огонёк любопытства: «Что же будет дальше?».

В работе с маленькими детьми учитывая их индивидуальные особенности, можно использовать игрушки. Например, стараясь вовлечь детей в игру, познакомится с ними берем игрушку и приговариваем:

Скачет зайка маленький

Около завалинки

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Тук-тук, тук-тук-тук,

***

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат,

Поиграть они хотят —

С (имя ребенка).

Игрушка в сочетании с потешкой помогают  найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт.

Потешка в режимных моментах

С помощью потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию,  причесыванию,  приему пищи,  одеванию, и т. д.

Потешки используются при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорим:

Например:

Знаем, знаем да – да – да

Где тут прячется вода.

Открываю кран:

Выходи водица,

Мы пришли умыться.

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вытер все

И стало сухо.

Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены. Потешка формирует у ребят знания о необходимости проведения водных процедур для их здоровья.

Очень важна правильная организация питания. Создавать положительный

эмоциональный фон во время приёма пищи  помогают игры с приговорками,

Например:

«На плите сварилась каша,

Где большая ложка наша?»

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

***

На моей тарелочке

Рыженькая белочка

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием.

Например:

Пришел кисель,

На залавочке присел,

На залавочке присел,

Поесть Лизе велел.

***

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда

Не осталось и следа.

Многие малыши не любят пить тёплое молоко, предлагаем потешку:

Например:

«Тот, кто пьёт молоко,

Будет бегать далеко!

Тот, кто пьёт молоко,

Будет прыгать высоко!».

«Няня чашку молока Оле налила.

***

«Мяу;- киска говорит, — вот и я пришла»

Киске в миску отольём, веселее пить вдвоём!»

Потешка помогает : кто-то попробует, а кто-то и выпьет чашку полезного молока.

Большинство детей не привыкли и не умеют вытираться салфетками. Потешка помогает  воспитывать у детей навыки пользования салфеткой во время еды.

Например:

«Саша пьёт горячий чай

И сосёт конфетку.

Не облейся невзначай,

Пользуйся салфеткой!»

***

«Вот как дети держат ложку,

Набирают понемножку.

Платье, скатерть не марай,

Рот салфеткой вытирай».

Зарядка—процесс трудный. Тяжело заставить только что проснувшихся детей, делать зарядку. Приглашая детей на утреннюю зарядку проговариваем:

Например:

Каждый день, что мы встречаем,

Мы с зарядки начинаем!

Дружные ребятки

Вышли на зарядку!

При организации зарядки используем не только потешки, но и «веселый бубен». При этом все дети хором напевают:

Например:

«Дружные ножки шагают по дорожке»

Зашагали ножки топ, топ, топ.

Прямо по дорожке топ, топ, топ.

Дети очень любят зарядку если она проходит в увлекательной форме. Если выучить с детьми текст, то они с удовольствием подхватят его и повторят вслед за взрослым.  Важно в заключительной части поддержать настроение детей.

Утренняя зарядка для детей, создает у ребенка хорошее настроение, дает ему не только оздоровительный, но и позитивный заряд на весь день. Делая по утрам зарядку, мы помогаем организму перейти от сонного состояния к бодрствованию.

Не все дети охотно ложатся спать. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. Некоторые испытывают чувство тревоги, тоскуя по маме, по дому. Это не редкость в первые дни пребывания ребёнка в группе.  Наготоведолжны быть  потешки, которые помогают успокоить малыша. Во время подготовки ко сну постарайтесь, чтобы обстановка была спокойной, уравновешенной. Укладывая детей спать, стараемся создать ощущение домашнего тепла и уюта, напевая потешки:

Например:

Баю, баюшки, баю

Песню деткам пою.

Все ласточки спят, все касаточки спят

Нашим деткам спать велят

***

Спят котята на окошке,

Спит собака на дорожке,

Спят козлята на лугу,

Солнце рыжее в стогу,

Спи, Валюшка, ты устала,

Песню я начну сначала.

Чтобы потешка, прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Нужный настрой, положительное отношение ко сну помогают народные потешки:
Например:

Баю – баю – бай,

Ты, собачка не лай!

Белолоба не скули,

Мою дочку не буди!»

***

Идет котик по лавочке,

Ведет киску за лапочку,

Ходят вместе они —

А ты, доченька, усни.

Баю-баюшки-баю,

Люблю ладушку мою.

Люблю ладушку мою

Тихо песенку спою.

Дети с удовольствием засыпают и просыпаются в хорошем настроении.

Девочки младшего возраста не любят расчесываться и заплетать косички. Чтобы этот процесс сделать радостным используем потешки. При причесывании девочек, ласково приговаривать:

Например:

Уж я руссу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти коса,

Всему городу краса.

При чтении потешки “Расти, коса”  предлагаем кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает. В памяти детей возникает образ мамы. Они копируют ее в своих действиях. Здесь используем игровой момент. Предлагаем детям расчесать и заплести куклу. Проговариваем потешку «Расти, коса» с целью заучивания ее детьми.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся.

***

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Таня в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

Потешки детям очень нравятся, и они уже сами с удовольствием рассказывают их друг другу.

Всю работу с детьми в период адаптации и режимных моментов с использованием элементов фольклора (потешки) проводим в совместной деятельности.

При этом используем самые разнообразные приемы:

- показ слайдов, видеофильмов;

- демонстрация иллюстраций и картин;

- показ и имитация способов действий;

- коллективное чтение;

- заучивание наизусть по ролям с детьми;

- сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры;

- упражнения в проговаривании, звукоподражание.

Считается, что применение устного народного творчества способствует возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения.

Используя потешки в работе с детьми в течение дня,  с уверенностью можно отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Режимные процессы становятся для детей делом приятным. Дети с удовольствием идут на контакт, не скучают, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. И уже в общении и играх самостоятельно используют потешки.

Заключение

Таким образом, доказано, что целенаправленное и систематическое использование потешек в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Использование потешек в режимных моментах способствует безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация), позволяет формировать положительное отношение к режимным моментам. Потешки создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей.

Информационные источники

1. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. С. Д. Томилова- Москва: АСТ, 2013.

2. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.

3. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до шести лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.

4. Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып. 1, 1991г.»

5. Полякова Т. В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1

6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. - М. : Мозайка - Синтез, 2010.

7. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

8. 4. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей»// Дошкольное воспитание, 1995г. №9

9. Новицкая М. «Фольклорная школа» // Дошкольное воспитание, 1993г. №9.

10. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»

Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей и педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, использующих в период адаптации и в режимных моментах малые формы фолькл...

Презентация: «Картотека ПОТЕШЕК для использования в режимных моментах с детьми раннего возраста».

Картотека ПОТЕШЕК для использования при умывании, одевании, приема пищи. Дети часто капризничают во время умываня, одевания, принятия пищи. Помогут в этом ПОТЕШКИ....

Презентации: «Методическая разработка по использованию ПОТЕШЕК в режимных моментах с детьми раннего возраста»

Дети раннего возраста часто капризничают во время одевания, умывания, приема пищи, Помогут в этом потешки....

Презентации: «Методическая разработка по использованию ПОТЕШЕК в режимных моментах с детьми раннего возраста»

Дети раннего возраста часто капризничают во время одевания, умывания, приема пищи, Помогут в этом потешки....

Картотека потешек в режимные моменты для детей раннего возраста

Содержание:1. Потешки на утренний прием2. Потешки для тех, кто плачет3. Потешки на зарядку4. Потешки при умывании5. Потешки при кормлении, обеде6. Потешки при одеван...

Картотека потешек в режимных моментах для детей раннего возраста.

Потешки - это небольшие стихотворения - приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребёнком или действия самого ребёнка- потягивание со сна, одевание, приём пищи и т. д. Потешки поз...

Сборник потешек в режимных моментах для детей раннего возраста.

Потешки - это небольшие стихотворения - приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребёнком или действия самого ребёнка- потягивание со сна, одевание, приём пищи и т. д. Потешки позволяют развл...