Возрастные особенности среднего дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Барабанщикова Елена Васильевна

Возрастные особенности среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_srednego_doshkolnogo.docx252.09 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 3-4 лет

IMG_256

Средний дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий временной промежуток от четырех до пяти лет, характеризующийся проявлением любознательности и активности в различных направлениях деятельности. В этом возрасте дети стремятся все больше взаимодействовать со сверстниками, строить социальные контакты. При этом, их эмоциональный настрой остается таким же неустойчивым, как и у младших дошкольников. Ребенок имеет неустойчивое внимание, сложности с его концентрацией, нестабильность мыслительной деятельности. Поведение ребенка становится более осознанным и произвольным. Значение речи в построении коммуникативных контактах и иных направлениях деятельности все больше возрастает.

К четырехлетнему возрасту дети начинают активно заниматься изобразительной деятельностью. Рисунки характеризуются детализированностью и художественным замыслом. Кроме того, у малышей развиваются технические способности. Дети не просто конструируют что-либо, но и задумывают вид конструкции и ищут варианты ее практического воплощения. Средний дошкольный возраст имеет свои уникальные особенности во всех направлениях развития ребенка.

Специфика физического развития Четырехлетние дети активно развиваются физически и их возможности быстро возрастают. Наблюдается:

  • Развитие координации движений, ее развитость и устойчивость. Если ранее движения ребенка были хаотичными и пространственно-неустойчивыми, то в настоящее время они становятся более стабильными и уверенными;
  • Потребность в постоянной двигательной активности. Энергия ребёнка в фазе роста, поэтому ему требуется ее расходовать;
  • Активное развитие моторных функций. Все движения ребёнка среднего возраста характеризуются быстротой и ловкостью; Неравномерный рост мышц. Ребенок развивается достаточно быстрыми темпами, в том числе и его мышцы. Однако они растут неравномерно, что требует с умом подходить к физической нагрузке ребенка. Ее нужно равномерно распределять и избегать перегрузок. Это устранит проблемы с усталостью ребенка и перенапряжением;
  • Темпы физического развития ребенка: рост на 5-8 см в год и набор 1,5-2 кг веса;
  • Целенаправленность двигательных функций. Движения ребенка носят уже не простой, а целенаправленный характер. Они мотивированные, осознанны и регулируются ребенком;
  • Двигательная активность находится в прямой зависимости от эмоционального настроя. Ребенок не способен к выполнению какого-то физического действия без желания и заинтересованности в нем. Точно также, остановить выполнение какой-то деятельности ребенок не может просто так;
  • Заинтересованность познания собственного физического устройства и развития, способностей;
  • Наблюдается рост степени функциональных возможностей;
  • Более развитие навыки гигиены, способности к элементарному самообслуживанию.

 Особенности психического развития Отличительной чертой психического развития ребенка четырех лет является произвольность и осознанность функционирования процессов памяти, внимания и восприятия. В целом психическое развитие характеризуется следующими чертами:

  1. Первоначальное развитие волевых качеств; Преобладание наглядно-образного мышления;
  2. Выполнение действий, носящих практическую ориентацию, основанных на опыте;
  3.  Начальные задатки развития словесно-логического мышления;
  4. Расширение объема и возможностей памяти; Внимание становится более стабильным и сосредоточенным. Дети способны заниматься какой-то одной деятельностью в течение двадцати минут;
  5. Преобладание эгоцентрической позиции в мыслительной деятельности и поведенческих процессах;
  6. Развитие интеллектуального общения. Особенности развития эмоциональной сферы личности Данный период характеризуется активным развитием эмоциональной личностной структуры. Дети начинают испытывать первые осознанные привязанности и симпатии. Они являются более глубокими и осознанными. При этом, наблюдается активная эмоциональная связь между ребенком и близкими ему людьми. Он чувствует состояние взрослых, стремится помочь им, снять эмоциональное напряжении, сочувствует и сопереживает.

 Характерной чертой этого возрастного периода является острая чувствительность ребенка. Он очень раним, его легко обидеть, и огорчить. Похвала воспринимается им очень эмоционально, а замечания или требования остро переживаются. Дети среднего дошкольного возраста ориентируются в своей деятельности на активно развитое воображение. Это опасно тем, что может развить разнообразные страхи. Поэтому нужно обращать внимание на фантазии ребенка, воображаемых друзей и прочих выдуманных персонажей. Но переживать не стоить. В основном эти страхи являются лишь временными, ребенок их перерастет. Поскольку эмоциональная сфера преобладает в жизни ребенка, то процесс воспитания в этом возрасте актуально строить на игре. Игра увлекает ребенка, вызывает разнообразные эмоции, что помогает развитию личности во всех направлениях, ее гармонии.

Речевое развитие в среднем дошкольном возрасте Основной особенностью речевого развития этого периода является то, что дети практически полностью изменяют свои речевые контакты со взрослыми. Речь выступает следствие стремления ребенку к познанию окружающего мира. Он стремится услышать от взрослого ответы на все, интересующие его вопросы, независимо от того понятны они ему будут или нет. Сложность и трудоемкость понимания уступает интересу ребенка.

Следует отметить следующие черты речевого развития четырех-пятилетнего ребенка:

  • Более развитая дикция;
  • Минимальное количество ошибок при звуковом произношении;
  • Речь выступает объектом активности ребенка; Грамматические навыки активно развиваются и совершенствуются;
  • Детям нравятся стихи и иные рифмы. Ритмическая составляющая речи вызывает интерес;
  • Преобладает ситуативная речь при взаимоотношениях со сверстниками;При общении со взрослыми речь носит познавательную направленность и не является ситуативной.

IMG_256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....

Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление  и способы решения проблем, п...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Материал полезен для родителей, которые желают видеть особенности своего ребёнка, понимать к чему стремиться и чего не нужно добиваться от ребёнка того или иного возраста....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образоваельной работе

Консультация для педагогов. Памятка для педагогов "Психологические особенности детей дошкольного возраста". Памятка для педагогов "Психологические особенности типов темперамента"....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...