Консультация "Культурные практики" для родителей
статья (младшая группа)
ФГОС дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Можно сказать, что культурные практики – это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного образования, направленного на позитивную социализацию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей. | 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему «Культурные практики, культурные умения и становление социокультурного опыта»
Продолжаем работать в рамках инновационной площадки, и готовимся к родительскому собранию.
Культурные практики – это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми.
(Н.Б. Крылова).
Культурные практики связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.
ФГОС дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Можно сказать, что культурные практики – это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного образования, направленного на позитивную социализацию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.
В своей деятельности, мыслях, переживаниях, поступках, оценках каждый ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на общечеловеческие ценности – духовные и нравственные. Процесс овладения культурой рассматривается сегодня как восхождения до всеобщего социального опыта. Образование призвано помочь ребенку не только освоить общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и помочь присвоить, сделать внутренним, чтобы на основе этого социокультурного опыта он смог преобразовать свои природные способности до возможности «второго рождения» - самоактуализации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.
Культурные практики любого человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка раннего возраста, особенно в период адаптации к новым жизненным обстоятельствам, значимы такие виды и формы активности, как свободное манипулирование различными предметами и материалами. А также наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество, конструирование из разных материалов, экспериментирование, театральные игры и многое другое.
Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура – сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, проявить свои интересы и желания, высказать свое собственное мнение. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).
Культурные практики – это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это – обогащение опыта взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы.
Культурные умения. В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения интенсивно формируются уже в период раннего и дошкольного детства, затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека. Они включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм. Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности); принятие и освоение культурных норм общества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих и универсальных) культурных образцов деятельности и поведения.
Культурный опыт является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества, а также возможность социокультурного развития все новых и новых поколений. Культурные практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...