Леворукие дети
консультация

Кургузова Елена Васильевна

В настоящее время существует тенденция к возрастанию количества детей, у которых ведущей рукой является левая. В этой консультации родители и педагоги найдут ответы на интересующие их вопросы по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukie.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

                     «ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ»

 Проблема адаптации ребёнка в жизни всегда волнует родителей.  И любое отклонение от общепринятых норм вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Чаще других под подобную «перековку» попадают леворукие дети. Но вот стоит  ли подвергать их такому «перевоспитанию»?

В обществе сложилось неодназначное отношение к леворукости, одни считают это серьёзным недостатком, другие – проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий – это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран- от5% до30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, т.е. наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстеры  - люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой рукой.

Кто такой левша?

Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга. Обычно доминирует какая-то одна половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет  - левое полушарие, а левой – правое. Учёные выделили степени доминирования: сильно выраженная («стопроцентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества» - например, ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая правая рука и т.п.). А люди, так называемые амбидекстеры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но их количество растёт.

По признаку ведущей руки человечество можно разделить на 5 групп:

-сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)

- сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)

- не выражено праворукие (отдают предпочтение правой руке)

- не выражено леворукие (отдают предпочтение левой руке)

- амбидекстеры (одинаково хорошо владеют обеими руками)

Как же выяснить к какому типу относится человек?

Если человек – «стопроцентный» правша, у него наблюдаются следующие признаки:

-пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

-трубку телефона прикладывает к правому уху

-ведущие глаз, ухо – правые

-ведущая нога тоже правая (она толчковая, с неё человек начинает идти).

Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша будет ведущей. Учёные выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они не доказаны и спорны):

-родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения,  асфиксия у новорожденного и т.д.)

-особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в «правильную» руку, наказывают за проявления леворукости)

-передаётся генетически по наследству, причём это может произойти через поколения.

Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос «откуда берутся левши?» нет точного ответа.

Есть данные о том, что среди леворуких детей:

-высок процент детей с особенностями развития ЦНС (центральной нервной системы),

-много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций

-высокая эмоциональность

-отставание в развитии психомоторных функций

-отставание в развитии пространственного восприятия.

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, надо быть очень чутким и доброжелательным с ним.

Как надо вести себя родителям с ребёнком – левшой.

Создать благоприятный климат для него в семье.

Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства стараться завуалировать какой-нибудь игрой .

Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему , что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, ноне стремиться «приготовить» вундеркинда.

Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.

Ни в коем случае не обучать ребёнка до школы чтению, письму, и иностранным языкам, т.е. том , где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Как не надо вести себя с ребёнком левшой.

Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребёнок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.

Лишний раз подчёркивать всё это при знакомых или посторонних людях.

Делать всё возможное, чтобы переучить ребёнка.

Наказывать, когда он не поддаётся обучению.

Стараться доводить его до слёз и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.

Быть сухим и педантичным, общаясь с ним.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или не желания ребёнка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости- комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов. Особенности межполушарной ассиметрии наиболее ярко проявляются в познавательной деятельности леворуких детей и могут привести к трудностям при овладении грамотой. Знание особенностей познавательной деятельности дошкольников-левшей позволит организовать коррекционно-педагогическую работу по предупреждению возможных трудностей при обучении их письму и чтению.

Какие проблемы возникают у левшей и амбидекстеров?

Обучение письму и грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования ( класть тетрадь горизонтально с наклоном, держать ручку определённым образом и т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Дети могут писать в зеркальном отражении – это говорит о том, что у ребёнка ещё окончательно не сформировалось распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за «правильность» не стоит. Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до девяти (у  каждого индивидуально) возникают проблемы. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно, просто обучение в школе строится с учётом особенностей восприятия правшей, а леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал. У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика хромает. Установлено, что у левшей чаще, чем у правшей возникают специфические формы дизонтогенеза, проявляющиеся в речевом недоразвитии, нарушении чтения, письма, счёта, оптико-пространственных, психомоторных функций и т.д. Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определёнными нарушениями и отклонениями в развитии ребёнка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью, особенно если в дошкольном возрасте уделялось внимание психическому развитию такого ребёнка. В основе нарушений письма и чтения лежит комплекс факторов, а  специфическая функциональная организация мозга у левшей может быть лишь одним из них.

Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая «рукость») является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Её нельзя изменять по усмотрению, т.к. любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.

Цена переучивания

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой, но изменить его биологическую суть нельзя, тем не менее до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они? Произвольная смена рук приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Вот некоторые его проявления: нарушения сна, нарушение аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, дневной и ночной энурез, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность, укачивание в транспорте , неусидчивость, заторможенность, ухудшение зрения, аллергические реакции, повышенная чувствительность к жаре, запахам.

Учить ребёнка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. В этот период (4-6 лет) очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребёнка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ- раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает её движения более сильными и скоординированными. При подготовке руки к письму используют такие приёмы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых  и изогнутых линий  и т.п.

При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого - развить в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов и т.п. Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребёнок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, расположенным по тому же принципу.

Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребёнка-левши и подготовить его к овладению школьной программой. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учереждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребёнку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем - справиться с трудностями школьного обучения.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже книги по этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребёнка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Левша, правша или амбидекстер? (тесты)

Тестируется один ребёнок, чтобы исключить «обезьянничанье». Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

1.Переплетите пальцы рук в «замок». Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху - ведущая.

3.Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу - признак амбидекстера, тоже относится и к взрослым, апплодирующим обеими руками.

4.Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

5. Испытуемому дают два карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки могут быть медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более чёткие. Малыш тоже может попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

6. Если ребёнок уже умеет писать, попросите его написать его имя одновременно обеими руками. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут в зеркальном отражении, а с открытыми как обычно.

7. Ребёнку предлагают несколько коробков. Задание: «найди спичку в одной из коробочек». Ведущая та рука, которая совершает активные действия  (открывает, закрывает, достаёт и т.д.).

8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

9.Чтобы выяснить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая - она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребёнку посмотреть в маленькую дырочку ( в фотоаппарате, в листе бумаги и т.д.). Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстеры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.п.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леворукие дети

«Что делать, если ваш ребенок леворукий» (рекомендации родителям) Знаете ли вы, что леворукими были величайшие художники Микеланджело и Леонардо да Винчи; римский император Юлий Цезарь; ученые...

Система рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы при подготовке леворуких детей к школе.

Описаны особенности протекания познавательных процессов леворуких детей. Подобрана система упражнений по предупреждению трудностей обучения в школе леворуких детей и детей - амбидекстров....

ИГРЫ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В данных играх большое место отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради; решаются такие задачи, как развитие зрительно-пространственной ориент...

Особенности обучения леворуких детей

При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого - развивать в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни....

Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе  группу ...

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...