Готовим руку к письму
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей подготовительной группы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство

подготовки руки к письму.

 История письма ребенка начинается значительно

раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает

 ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы.

Л.С.Выготский.

     Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики. У дошкольников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и другими учебными и трудовыми навыками.  К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации приходится  еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Все это  необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений кистей рук.  

     Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляются боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых  первых  этапах обучения письму у детей появляются неудовлетворение, раздражительность, а родители огорчаются. На детей обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда возникает неприязнь к письму, т.е., говоря языком науки, исчезает положительная мотивация к учению.

       Письмо  - сложный навык, включающий    выполнения тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов поведения ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение  ему, которое приводит к формированию неправильной техники письма. При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты, прежде всего, двигательные и графические навыки определяющие развитие процесса письма.  

Двигательный навык, по мнению В.А.Силивон, включает:

 - развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно –двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости направленности и размаху;

- развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой стороны и т.д.;

- сформированность  зрительно – двигательных образов и представлений;

- развитие  аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно- целостным способом. Графический навык предполагает:

 - умение красиво и легко рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации – широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные);  

- легкое и непринужденное удержание пишущего инструмента(карандаша, ручки) с соблюдением необходимого угла наклона;  

 - устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

  - выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

     Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык - определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. При этом формируются технические умения: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение  гигиенических правил письма, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв

и их расположения на рабочей строке разборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой не возможна.

    По мнению М.М.Безруких, В.А.Силивон – письмо - одно из наиболее комплексных  умений, которые  формируются в процессе обучения. Оно представляет собой ритмичный процесс и требует выполнения ритмичных тонко координированных движений руки. На ритмичность как важную характеристику процесса  указывает  в своих исследованиях Т.И.Гризик.

    Успешность формирования навыка письма, и особенно почерка, во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила.

    Итак, чему же надо научить ребенка, перед тем как начинать писать?   Необходимо правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть. К пяти – шести  годам у ребенка уже складываются  определенная поза  при рисовании и письме, часто неправильная, и неверный способ держания ручки.    Все эти предметы (карандаш, ручка, кисть)- посредники  между рукой ребенка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, служит ее своеобразным продолжением. Поэтому ребенок сосредотачивает свое внимание  не на захвате, а на точке соприкосновения   карандаша и бумаги. И это часто становится причиной формирования неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве навыков рисования, а в последующем - и  письма. При этом   особенно заметен  не соответствующий работе мышечный тонус руки.  У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.Слишком твердый стержень, толщина «не по руке», ребристые грани не просто не удобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

     Почему так важно соблюдать правильную позу при рисовании и письме? Главное потому,  что правильные поза, положение ручки и координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, верный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.  Когда пишем, соблюдаем следующие правила:    

  • Сидим прямо.
  • Спину держать прямо.
  • Между грудью и столом расстояния около 10 см.
  • Тетрадь расположена под углом тридцать градусов. Если  она лежит по другому, ребенку придется поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
  • Нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.
  • Оба локтя лежат на столе. В работу  по развитию мелкой моторике и подготовке руки дошкольников к письму необходимо включать ряд взаимосвязанных компонентов, в основе которых лежат:

- развитие ручной умелости; -пространственной ориентации, в частности на листе бумаги, а также общих направлениях    движения(слева- направо, сверху- вниз, вперед- назад);

 - чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;    

- графических умений.

Для развития точной ручной координации используют следующие процедуры:

-зарядка для пальчиков;

-пальчиковые игры и упражнения;

-игры и занятия с пуговицами;

-игры и занятия с крупой и зернобобовыми;  

 -тактильные таблички;      

 -выкладывание фигурок  из счетных палочек, спичек, камушков;  

- ниткопись;

 -игры с конструктором, мозаикой;    

 - игры нетрадиционным материалом.

    Важная часть работы по развитию мелкой моторики отводится пальчиковым играм и упражнениям. Ребенку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев изображать животных, людей и предметы. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны; а, как известно, игра, увлекающая детей, не перегружает, не умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается.

       При проведении пальчиковых игр нужно придерживаться принципа, связанного с возрастными особенностями речевого развития дошкольников. Детям нравятся пальчиковые игры с использованием атрибутики. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов используют перчатки, очень нравятся детям изображения небольших фигурок из журналов, открыток. Необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию щепоти, что в дальнейшем формирует правильный захват орудия письма («Посолим суп»,  «Урожай», «Курочка», «Катаем шарик»)

Игры и упражнения с пуговицами.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с пуговицами, с их помощью можно нарисовать забавные картинки. Они могут стать опорой, которая поможет ребенку вспомнить стихотворение, рассказ, сказку; научат передавать свои эмоции. Во время упражнений с пуговицами у детей развиваются репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно- моторная координация, глазомер, речь, мелкие движения кистей рук, обводя пуговицы по контуру, ребята придумывают свои рисунки, сюжетные картинки. Изображают предмет - отгадку, героев произведений. Выполняя предложенные упражнения, дети научатся катать пуговицу, поставленную на ребро; застегивать и расстегивать пришитые  пуговицы; нанизывать их на нитку или проволоку; выкладывать орнаменты и фигурки из пуговиц; решать примеры и задачи.                  

Игры и упражнения с крупами семенами.

  Используя крупы и семена, дети учатся удерживать семечки и крупы пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошины между ладонями   с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам, или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Упражнения с крупой, зерновыми и семечками развивают логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев, тактильное ощущения.

Выкладывание из счетных палочек, спичек, камушков.

Выкладывание из счетных палочек, спичек, камушков фигурок, букв, сюжетных картинок - очень интересный и эффективный вид работы по подготовки детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика, глазомер, творческое воображение, память. При этом необходимо соблюдать главное условие - задание давать от простого к сложному. Например, надо составить домик из шести спичек, а затем превратить его во флажок. С большим интересом дети выполняют аппликации из спичек  на небольшой доске с нанесенным на нее тонким слоем пластилина.

Ниткопись

Детям очень нравится выкладывание ниток по контуру какого - либо изображения. Дети с помощью ниткописи выкладывают контуры простых, затем более сложных предметов(цветок, рыбка, домик)Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей получается сразу.

Игры с пластилином

Игры с пластилином дают уникальные возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой можно прочитать сказки, загадать загадки, а юные скульпторы будут творить наиболее понравившихся персонажей. Для организации систематической и целенаправленной работы с дошкольниками по развитию мелкой моторики необходимы специальные пособия и оборудование. Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело, наглядных пособий и индивидуального диагностического оборудования очень важна, они должны быть яркими, красочными, многофункциональными, вызывать у детей интерес. Для развития ручной умелости важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и служат высокой систематической тренировкой для пальцев. Также важна роль следующих видов деятельности: обрывание листа бумаги, вырезывание, плетение, оригами, рукоделие.

Вырезывание ножницами

Необходимо уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыками резания по прямой, умению вырезать различные формы. Задача состоит в том, чтобы подвести детей  к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс, но и побуждать их давать словесную характеристику движением рук педагога при показе способов вырезания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половинку.  Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезывания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура. При обучении этому процессу  успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры: «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или взрослый  очерчивают в воздухе предмет, отгадывают) Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.   Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, скоординированности движений. Симметричное вырезывание, например различных фигурок из старых открыток, журналов полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Рисование и раскрашивание

Необходимо учить детей  раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание как один из самых легких видов деятельности  вводится в значительной степени ради усвоения необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем  оно продолжает оставаться средством развития  согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок раскрашивая, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма. Рисование различными материалами (ручкой, карандашами, мелом и т.д.) требует различной степени нажима, чтобы на бумаге оставался след от пишущего предмета. Это уже способствует развитию ручной умелости.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию  точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей  с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания, дать первоначальные сведения о видах бумаги.

Формирование графических навыков.

Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновременно во всех направлениях.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой  деятельности, ставя вначале перед ребенком игровые задачи:  «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки», «Нарисуй предмет по точкам». Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Обучение письму связано с требованиями правильного и четкого изображения письменных знаков, а так же с воспитанием настойчивости, стремлении добиться  наилучших результатов, аккуратности, бережного отношения к тетради.

Обучение  письму не возможно без развития внимания, наблюдательности и таких сложных форм мыслительной деятельности, как анализ и синтез.

Игры с нетрадиционным материалом.

Игры с мячиками.

Используются мячи разного размера и сделанные из разного материала. Катать мячик, перекладывать, ощупывать, отмечать, чем они отличаются.

Игры с бигуди.

Их можно использовать как массажер, катая их между ладонями. Липучие бигуди цепляем друг за друга - получается конструктор. Из мягких гнущихся бигуди можно выложит буквы, цифры, фигуры.

Игры с перчатками

Можно пришить на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным.

Игры в сухом бассейне.

Изготовить сухой бассейн можно из крупы, бобов, макаронных изделий, пластиковых пробок, коробочек от  киндер - сюрпризов, мячиков, колпачков. Наполнить большую емкость, ребенок опускает туда руки, находит там маленькие игрушки, предметы.

Игры с катушками от ниток.

Можно катать катушки в ладонях или наматывать нитки на катушку.

Игры с носочками.

Носочки или мешочки можно наполнить разной крупой (для развития тактильных осушений) или  пришить большие бусины на носочки, получится массажер, надеть носочки на руку и водить по ладони(спине) ребенка.

Игры с зубными щетками.

Можно использовать как простые зубные щетки, так и щетки для новорожденных. Растираем зубной щеткой сначала подушечки пальцев, а затем медленно опускаемся к их  основаниям. Далее растираем и ладонь.

Игры с пуговицами, бусинками.

Можно нанизывать на леску чередуя бусинки и пуговицы. Игра «Лыжники»: вставить в углубление больших пуговиц указательным и средним пальцами, двигаться по столу, имитируя ходьбу лыжника.

Игры с резиночками.

Резиночки для волос растягиваем по типу «гармошки»

Игры со шнурками.

 Для этой игры предлагаем детям разноцветные яркие шнурки. Ребенок сам придумывает, что он будет из них выкладывать (это могут быть животные, цифры,  буквы и т. д.)

Игры с волчком.

Ребенок крутит волчок, массируя пальчики.

Игры со счетными палочками.

Игры с клеточным полем «Письмо»: ребенку необходимо выложить рисунок из счетных палочек на игровом поле в клетку. Затем этот рисунок перенести на тетрадный лист.

Игры с клеточным полем

Упражнение «Муха»: найти центр тетрадного листа, правый верхний угол, левый нижний и т.д. «Муха» летает по игровому полю, задача ребенка – определить место нахождения мухи.                                                                                                                                                               Упражнения «Поиски» ребенок распределяет на игровом клеточном поле крышки, мелкие игрушки, затем другой ребенок отгадывает, где расположена крышка или игрушка. При правильном ответе выкладывает правильное расположение предметов на своем игровом клеточном поле. Таким образом, используемые разные виды деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовки детей к письму, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму.

Слайд 2

Работа с тестом Ниткопись

Слайд 3

Игры с конструктором, мозаикой

Слайд 4

Пластилинография Рисование песком

Слайд 5

Оригами

Слайд 6

Игры и занятия с пуговицами

Слайд 7

Вырезывание ножницами Рисование на камнях

Слайд 8

Работа в тетрадях

Слайд 9

Рисование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры со шнурками:готовим руку к письму"

Презентация. Содержит 3 слайда, для оформления стенда в уголке логопеда....

Готовим руку к письму

6 примерных занятий для подготовки руки к письму и развитию мелкой моторики пальцев рук...

Готовим руку к письму в детском саду

Сегодня  современная школа предъявляет большие требования к детям,  поступающим в первый класс.  В прошлом году воспитатели  нашего детского сада были приглашены в школу для обсужд...

готовим руку к письму. информация для родителей.

материал содержит информацию, которую родители могут использовать в работе с детьми дома для подготовки руки к письму...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...

"Готовим руку к письму" из опыта работы.

Статья для родителей детей предшкольного возраста. Дорогие мамы и папы очень важно ребёнку прийдя в первый класс правильно держать ручку, аккуратно писать. Вот и хочется мне поделиться  с Вами ...

Готовим руку к письму (Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями)

Цель: подготовить дошкольников к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точ...