рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей
консультация (подготовительная группа)
Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:
1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок.
2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятие развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomenduemye_zanyatiya_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx | 256.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:
1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок.
2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятие развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук.
3. Изготовление поделок из бумаги. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природных материалов: желудей, шишек, соломы и других доступных материалов. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала.
5. Конструирование – в конструирование развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.
6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
7. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов.
8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка.
9. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – выжигание, художественное выпиливание и т. д. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.
10. Организуйте игры с песком в летнее время года, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.
11. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.
12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребенку: развиваю его руки, подготавливает к овладению письмом, формирует у него художественный вкус.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов
"Сидит белка. "
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом",
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу,
В этот домик приглашаем ("дом").
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
"Пальцы здороваются"
• Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.
Детская рука. Как ее развивать?
«Источники способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.
Как часто многие слышат от педагогов о том, что у дошкольников не развита рука. Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли ее развивать лучше и основательнее?
Лепка, рисование, аппликация – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Мелкие мускулы детской руки развиваются в различных упражнениях.
Положительное влияние на развитие мелких мышц руки оказывает:
• лепка из пластилина, глины, соленого теста
• рисование, которым очень любят заниматься дошкольники
• аппликация разными техниками
• игры, включающие в дело руку (подвижные и малоподвижные, с различными мелкими предметами)
• самообслуживание (шнуровка ботинок, застегивание пуговиц)
• участие детей в домашних делах (перебрать крупу, макароны)
• ежедневная зарядка
• пальчиковая гимнастика и упражнения для рук
• разные виды ручного труда (лепка, вышивание, плетение, мозаика, вязание, конструирование.)
• штрихование и графические лабиринты
• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
Это лишь краткий перечень тех упражнений, которые помогут развить руку ребенка, и их можно организовать в каждой семье.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка, но нужно помнить, что любые занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, особенно для дошкольников, поэтому очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Широко используется в логопедической работе с дошкольниками пальчиковая гимнастика и речевые упражнения, которые способствуют координации речи с движением и устранению дефектов звукопроизношения у детей.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение.
Необходимо приложить усилия, чтоб развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение.
Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к занятиям, пусть они принесут ему радость. Все зависит от вас и вашей фантазии. И у вас все получится!
Советы родителям по развитию внимания ребенка
Внимание это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
1. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений: ∙ выкладывания узора из мозаики; ∙ выкладывания фигуры из палочек по образцу; ∙ исключения лишнего; ∙ нахождения различий в двух похожих картинках; ∙ нахождения двух одинаковых предметов среди множества; ∙ нанизывания бусинок по образцу; ∙ срисовывания по клеточкам; ∙ нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
2. При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
3. Устраните отвлекающие факторы.
Рекомендации для родителей во развитию воображения у детей.
Для развития как воссоздающего, так и творческого воображения дома можно рекомендовать родителям следующие упражнения:
Упражнение 1.
Предложите своему ребенку на несколько секунд превратиться в:
- тигра, крадущегося по джунглям;
- робота;
- парящую над скалами птицу;
- инопланетянина;
- вождя индейского племени;
- пограничника.
Упражнение 2.
Предложите своему ребенку объяснить на что похожи:
- облака;
- солнце;
- яблоко;
- кривая линия;
- окно;
- треугольник.
Упражнение 3.
Предложите своему ребенку найти сходство и различие между предметами:
- мальчик и мужчина;
- цветок и ягода;
- платье и костюм;
- закат и рассвет;
- страна и город;
- квадрат и круг.
Упражнение 4.
Назовите ребенку сказочных персонажей из разных историй и попросите составить рассказ, в котором бы они были главными действующими лицами. Например, Баба Яга и Колобок.
Упражнение 5.
Предложите ребенку составить рассказ из предложенных вами слов. Каждое слово должно быть употреблено не более одного раза. Слова должны употребляться в том порядке, в котором вы их детям предложили. Например, солнце, дорога, шляпа, волк, остров, корабль, черепаха, радость, лес, слезы.
Упражнение 6.
Предложите ребенку рассказать сказку, которую он хорошо знает на новый лад. Для этого к тому традиционному тексту сказки добавьте новые современные слова. Например, к сказке «Колобок»- велосипед, мотор, соревнование, успех, награда.
Упражнение 7.
Предложите ребенку дорисовать рисунок, который вы начали рисовать, и дать ему название.
Упражнение 8.
Предложите ребенку крылатое выражение и попросите его составить с этим выражением рассказ. Например, «Семь раз отмерь - один раз отрежь».
Упражнение 9.
Начните с ребенком читать какой-либо рассказ и спустя несколько минут прервите его чтение. Предложите ему самому придумать окончание рассказа. Затем предложите ребенку сравнить свой рассказ с прочитанным текстом.
Упражнение 10.
Предложите ребенку придумать предложения со словами, у которых несуразные смысловые связи. Например, жук – стул, рыба – пожар, мухомор – диван.
Советы родителям:
1. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире – наблюдения. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.
2. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, но и через рассказ. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
3. Читайте и рассказывайте детям сказки. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица. Не спешите показывать иллюстрации. Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
4. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту.
5. Развивайте мелкую моторику - она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети. С раннего возраста нужна свобода действий, т. к. движения сопутствуют развитию речи. Научите ребенка рисовать пальчиками. Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развитияловкости рук Можно предложить детям:
застежки;
шнуровки;
мозаику;
мелкий конструктор;
пластилин;
обводки;
раскраски;
перебирание круп;
нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.
Полезны и пальчиковые игры, которые
- благотворно влияют на исправление речи детей;
- совершенствуют память, внимание, мышление;
- готовят руку к письму.
6. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков. Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему дуть на вертушку (флюгер, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать снежинки, листочки с ладошки.
Упражнения для развития связной речи.
Работа над связной речью предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.
Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи. Их предлагается проводить на основных логопедических занятиях.
Игра «Почемучка»
Цель: Научить пользоваться союзом «потому что».
− Дети спрашивают логопеда. Логопед отвечает на вопросы детей, использую союз «потому что».
− Логопед спрашивает детей, требуя употребление данного союза.
Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?
Игра: «Сравни и расскажи»
Цель: Учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.
Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей.
Логопед просит сравнить две юбки (два фартука, двое брюк и т. д.) Сказать, чем они отличаются.
Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.
Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме.
Игра: «Один – много»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.
Дети надевают маски. «Медведь» говорит: «Я медведь, я живу в берлоге. А кто мои детки?» Выбегают другие дети и говорят: «Мы твои детки – медвежата».
Игра: «Угощение Маши»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».
Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.
Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.
Логопед читает стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Игра «Кто больше?»
Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекразный, замечательный, хороший…
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.
Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк.
Выяснить, почему данное слово лишнее.
Советы родителям по развитию речи детей 4-5 лет
05.03.2017
Дошкольное детство - важный период в становлении человека как личности и занимает первые 7 лет его жизни. Именно в этот период закладываются все качества его личности, раскрываются ее особенности. При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь.
Дошколята - любопытные ребята. Доказано, что именно в этом возрасте 4-5 лет они буквально засыпают взрослых вопросами: «Почему?» «Зачем?» «Отчего?». Ответы взрослых на детские вопросы крайне важны для развития речи дошкольника.
Младшим дошкольникам необходимо развивать монологическую и диалогическую речь, а также способность - формулировать вопросы.
Очень хорошо если дети 4-5 лет умеют пересказывать небольшие тексты, описывать ситуацию, грамотно отвечать на вопросы.
Существует сотни методов и техник для развития речи дошкольника, начиная от скороговорок и словесных игр, до пересказов и творческих сочинений.
Не стоит забывать о том, что развитие культуры речи тесно связано с интеллектуальным, эмоциональным, культурно-эстетическим развитием дошкольника
Предлагаем Вам поиграть с ребенком в игры для развития звуковой культуры речи.
Игра «Придумай слово»
Цель: развитие фонематического слуха у дошкольника, или умение подбирать слова на заданный звук.
В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова; с заданным количеством слогов в слове и т.д.
Например: «Нам пришла посылка»,- говорит взрослый. Но что бы ее открыть, нужно придумать слова на звук «Н» в начале слова. Ребенок подбирает как можно больше слов на этот звук. Если у него не получается, то взрослый ненавязчиво приходит на помощь ,вспомнив вместе героев из сказок, мультфильмов . Названия книг, игрушек.
Игра «Поймай слог»
Цель: развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый называет слог, ребенок превращает его в слово.
Например : «ма» - мама, машина, «ку» - кукла, курочка и т.д.
Игра «Наоборот»
Цель: упражнять в подборе антонимов
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру –наоборот.
Скажу я слово –«высоко», а ты ответишь- (низко)
Скажу я слово-«далеко», а ты ответишь-(близко)
Скажу я слово –«потолок», а ты ответишь- (пол)
Скажу я слово –«потерял», ты скажешь- (нашел)
Скажу я «трус»,а ты (храбрец)
Теперь «начало » я скажу, ну, отвечай-(конец).
Игра «Раздели правильно»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
В эту игру можно играть всей семьей. Все становятся в круг и проговаривают чистоговорку:
Друг за другом мы шагаем
Слова на слоги разделяем.
Затем произнести правильно слово по слогам, при этом хлопая в ладоши и считая. Сколько раз хлопнули столько в сове и слогов.
Игра «Закончи фразу»
Цель: развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Взрослый называет словосочетание, делая паузу, ребенок говорит слово, которое пропустил взрослый.
Сахар сладкий, а лимон….
Огонь горячий, а лед…
Река широкая, а ручей…
Камень тяжелый, а пух…
Летом жарко, а зимой… и т. д.
Предлагаемые игры помогут вашему ребенку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить Звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, а в дальнейшем и на обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей
Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей...
Рекомендации для родителей по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Интеллектуальные и развивающие игры для всей семьи...
Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей.
Рекомендации родителямпо нравственному воспитанию детей....
Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей.
Если Вы хотите вырастить ребенка патриотами, достойным гражданином, отзывайтесь хорошо о стране, в которой живете.2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков, из которых они...
Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей.
Рекомендации родителямпо нравственному воспитанию детей....
ПАМЯТКА Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей
Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия. Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как ...
Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей.
Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия. Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как ...