Воспитание детей СКАЗКОЙ
статья (старшая группа)

Вебер Татьяна Николаевна

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе.

Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_detey_skazkoy.docx491.54 КБ

Предварительный просмотр:

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-1-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8-26344546.jpg

Воспитание детей сказкой

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.

Сказка пришла к нам из глубины веков. Долгими зимними вечерами, при зажженной в избе свече, люди складывали и слушали сказки. После пересказывали их друг другу, обогащая новыми героями и событиями. Так и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В сказках   люди хотели выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в разум, добро и справедливость, торжество правды над не правдой, славу мужества и храбрости, пренебрежение к глупости, ненависть к врагам или насмешку над ними. Сказка позволяет понять связь с прошлым и дает возможность приобщиться к истокам народной культуры.  Сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие герои, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Сказки имеют большое значение для воспитания дошкольников.
Сказка входит в жизнь каждого ребенка с раннего возраста и сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста. Слушая сказку, ребенок воспринимает красивый и правильный образец речи, что важно для речевого развития. Читая с самого раннего возраста стихи, сказки, потешки, ребенок гораздо быстрее начинает правильно говорить. При чтении сказок увеличивается словарный запас, благодаря рассказыванию сказок, ребенок учится пересказывать. Сказки являются уроками нравственности, герои сказки бывают разные: злые, ласковые, грубые. С помощью сказки дети понимаю где зло, добро, как можно поступать, а как нельзя. Сказка развивает фантазию, мышление, творческий потенциал, память. Сказка – это способ общения с ребенком на понятном языке. Дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, волшебство сказки завораживает. Читать сказку лучше всего перед сном, когда ребенок устал и его ничего не будет отвлекать от прослушивания.  Выбор сказки для чтения учитывая возраст ребенка и особенности развития. В некоторых сказках можно увидеть не очень доброжелательную концовку, чем можно расстроить ребенка.
 Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/015d/00067d84-1c89eeb4/img11.jpg

Рекомендуем прочитать детям 5-6 лет :

Русский фольклор

Песенки.
«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...», 
«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...», 
«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...», 
«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж». 

Заклички. 
«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...», 
«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей». 

Русские народные сказки.
«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; 
«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; 
«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
«Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова; 
«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;
«Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина; 
«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки». 

Произведения поэтов и писателей России 

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;
И. Бунин. «Первый снег»;
С. Городецкий. «Котенок»; 
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; 
А. Майков. «Летний дождь»;
Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.); 
И. Никитин. «Встреча зимы»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);
А. Плещеев. «Мой садик»;
А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);
И. Тургенев. «Воробей»;
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»; 
А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»; 
М. Цветаева. «У кроватки»;
С. Черный. «Волк»; 
Я. Аким. «Жадина»; 
А. Барто. «Веревочка»; 
Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;
В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,
Д. Хармс. «Веселые чижи»; 
Ю. Мориц. «Домик с трубой»; 
Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; 
Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»; 
М. Яснов. «Мирная считалка». 

Проза.
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»; 
С. Черный. «Кот на велосипеде»;
Б. Алмазов. «Горбушка»;
М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;
В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; 
Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;
М. Москвина. «Кроха»;
Н. Носов. «Живая шляпа»;
Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»; 
К. Паустовский. «Кот-ворюга»;
Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».


Фольклор народов мира 

Песенки.
«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.); 
«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; 
«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака; 
«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;
«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой. 

Сказки. 
«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; 
«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; 
«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); 
«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина; 
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; 
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена). 

Произведения поэтов и писателей разных стран 

Поэзия.
Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;
А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; 
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;
В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; 
Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа. 

Литературные сказки.
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского; 
О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;
Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; 
Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. 
Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова. 

Для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; 
И. Белоусов. «Весенняя гостья»; 
Е. Благинина. «Посидим в тишине»;
Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;
С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;
М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; 
М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);
А. Плещеев. «Осень наступила...»;
И. Суриков. «Вот моя деревня». 


Для чтения в лицах
Ю. Владимиров. «Чудаки»;
С. Городецкий. «Котенок»;
В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; 

Э. Успенский. «Разгром».


Литературные сказки.
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; 
Н. Телешов. «Крупеничка»; 
Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);
П. Бажов. «Серебряное копытце»;
В. Бианки. «Сова»;
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
Б. Заходер. «Серая звездочка»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»; 
Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей сказкой

Рекомендация для родителей...

Воспитание детей сказкой.

Воспитание сказкой....

Воспитание детей сказкой

Воспитание детей сказкой...

консультация для педагогов "Воспитание детей сказкой "

Эта консультация поможет в работе со сказкой воспитателям ДОУ...

Воспитание детей сказкой.

 Сказка- это наиболее понятный для ребенка способ передачи и получения информации. Причиной этому являются особенности детского восприятия. Ведь дети смотрят на мир глазами взрослых и всю ...

Воспитание детей сказкой (консультация для родителей)

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для ...

О роли сказок в воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

О роли сказок в воспитании детейСказка – великая духовная культура народа, которую мы собираемпо крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа....