Читаем сказки – развиваем речь
консультация

Шевцова Оксана Николаевна

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_skazki_-_razvivaem_rech.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской области»

Консультация для родителей

Читаем сказки – развиваем речь

 Подготовила:

учитель-логопед  О.Н.Шевцова

г.Ершов

2020 г.

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь.

Может это кажется невероятным, но  сказки

- расширяют словарный запас ребенка,

- развивают лексико-грамматический строй речи

- помогают научиться правильно строить диалоги,

- влияют на развитие связной, логичной речи,

- способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

 

Сегодня, уважаемые родители, мне хотелось бы дать вам несколько советов о том, как правильно «использовать» сказку для развития речи вашего ребенка.  Начинайте с простых сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя». Постепенно можно переходить к таким сказкам "Пузырь, Соломинка и Лапоть", "Заюшкина избушка", "Кот, Петух и Лиса",  «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т.д.

Очень важно правильно выбирать время для чтения сказки. Необходимо, чтобы ребенок находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на обучение, на игру, его фантазия, воображение смогут работать без помех. 
Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием (даже если вы устали) - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу. 
Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами, она станет еще интересней для вашего ребенка.
Читать сказки нужно с хорошей дикцией.
Одна и та же сказка может быть (и должна быть) прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл. Наступит момент, когда сказка малышу станет неинтересна - это значит, что он разгадал для себя ее смысл. Впрочем, можно эту же сказку прочитать опять через некоторое время, вполне возможно, что чуть повзрослевший ребенок воспримет ее совершенно по-другому, откроет для себя что-то новое.

После того, как вы освоили какую-либо сказку, предложите ребенку поиграть в нее. Вариантов  словесных игр множество.

1. Сама простая игра «Угадай, что дальше».

Вы начинаете читать сказку, ребенок завершает предложение.

2. Для развития «словотворчества», развития фонематических процессов  можно использовать следующие приемы при работе со сказками:

 -  найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

 -  сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

 -  угадайте, чей голос звучит  (на примере сказки «Три медведя»).

  -  определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).

-  предложите ребенку придумать рифмы, если у него не получается пока это сделать, выбирайте пары слова из сказки и предлагайте ребенку определить похожи слова или нет.

Давайте попробуем. Я называю слово, а вы говорить рифму. Возьмем известную сказку «Теремок». Итак: мышка - , лягушка - , зайчик -

3. Игра «Новое название». Для развития речи детей советую чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.

4. В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запоминать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с вытеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляньями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так  в процессе разбора содержания и выяснения происхождения гой или иной поговорки у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.

Итак, трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи.  Но помните, что не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

У детей сегодняшних обеднённая речь, мимика, им бывает сложно выразить даже простые эмоции- радость, печаль , злость, обиду. А через сказку этому можно научиться! Главное, чтобы простой нитью шло через сказку , которые вы читаете детям,  убеждение: добро побеждает зло.  Ведь ещё наши предки,  занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать, провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку , из которой становился ясным смысл поступка .

        Помните: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок !»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Читаем книги - развиваем речь"

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомитьегос вещами, природой, всему что его окружает.Данный материал содержит рекомендации...

Консультация для родителей "Читаем книги - развиваем речь"

Консультация для родителей "Читаем книги - развиваем речь"...

Читаем книги – развиваем речь

     В последние годы популярность чтения заметно снизилась. Результаты различных исследований говорят о том, что даже дошкольники предпочитают книге просмотр мультфильмов по тел...

Читаем, рассказываем, развиваем речь

Материал для художественно-эстетического воспитания ребенка...

Читаем книги - развиваем речь.

В последние годы популярность чтения заметно снизилась. Результаты различных исследований говорят о том, что даже дошкольники предпочитают книге просмотр мультфильмов по телевизору или компьютерные иг...

Читаем книги-развиваем речь

консультация для родителей...

Консультация для родителей " Читаем сказки -развиваем речь"

В современном мире книги отошли на второй план. Их заменили телефоны, компьютеры. А потом возникает вопрос? Почему детей не умеют правильно  писать  и общатся. Много сейчас нас окружает книг...