Консультация для родителей
консультация

Песни Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_pobedy.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

Песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти.

"Священная война", сл. В. Лебедев-Кумач, муз. А.В. Александров, 1941г.

Одна из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны "Священная война"- своеобразный гимн-плач народа, ввязанного в войну и вынужденного защищать свою Родину от врага, была написана в самом начале войны.

24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Известно, что наброски стихотворения были еще до войны как впечатление от просмотра кинохроники бомбардировок городов Испании и столицы Польши. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Но окончательно стих сформировался буквально в день нападения Германии на СССР.
Стихотворение прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль и сочинил музыку для песни, а на следующий день объявил на репетиции о том, что в репертуар вводится новая песня: "Священная война".
Уже 26 июня на площади Белорусского вокзала состоялась премьера песни для бойцов, уезжающих на фронт. Группа Ансамбля, взобравшись на импровизированный помост, поет первые строки, шум вокзала затихает, люди слушают великую песню, у многих слезы на глазах, впрочем, как и у исполнителей... Песню просили исполнить пять раз!
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Автор "Священной войны" А. В. Александров в свое время писал: "Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!"

«Катюша», сл. М. Исаковский, муз. М. Блантер, 1938 г.

        В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр Союза ССР под управлением М. Блантера и В. Кнушевицкого. В феврале 1939года состоялась премьера подготовленной им программы. Среди новых песен, впервые исполненных в этой программе, была «Катюша». Спела её  солистка Валентина Батищева. Вскоре песню стали петь и другие певцы – Георгий Виноградов, Лидия Русланова, Вера Красовицкая, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли. Её распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей.

        Как же родилась «Катюша»?

        Вначале были написаны стихи – всего несколько строк. Написал их М. Исаковский, автор известных и популярных в ту пору  песен. Он не знал, что же делать с Катюшей, которую он заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Неизвестно, как долго ожидали бы эти строчки своего часа, не повстречай Исаковский композитора М.Блантера. Поэт показал композитору свое четверостишие, и Блантер не находил себе места, «Катюша» без остатка заняла его воображение.

        Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.

        По этим причинам тема Родины, тема её защиты от врага была самой важной. Так в песенную лирику вошла новая тема – тема любви девушки и воина, защитника Родины.

        Во все времена создавались песни, рассказывающие о любви и разлуках. Матери, жены, невесты провожали мужчин на священную защиту Родины, а потом ожидали их и пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали.

И вдруг появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Всё это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех её предшественниц. И за это её полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в неё, помогает защитнику Родины выполнять свой долг.

        По – новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на неё. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Её именем народ ласково назвал новое грозное оружие, наводящее ужас на врага – реактивные гвардейские минометы.

        Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Хорошо знают «Катюшу» и в странах, которым советские войска принесли освобождение.

"В землянке", сл. А. Сурков, муз. К. Листов, 1942г.

Одна из самых первых лирических песен военных лет, "В землянке", "родилась" совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне в своем письме к ней. Сурков вспоминает: "Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать "домашних" строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…" После этого, продрогший и уставший Алексей Сурков, отогревался в землянке и писал в блокнот строки знаменитой песни. "Так бы и остались эти стихи частью письма, – продолжает он свои воспоминания, – если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". "Что-нибудь" не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет." Через неделю Константин Листов исполнял эту песню в редакции газеты, оставив репортерам нотные записи. А уже сотрудники газеты представили песню "Комсомольской правде", где она была принята безоговорочно и напечатана 25 марта 1942 года. Оттуда она и пошла в народ, на фронт, в тыл, полюбилась многим не только в СССР, но и за рубежом, в войсках союзников. Интересен тот факт, что за пассаж "до смерти четыре шага", песню долго пытались "не пропустить", просили заменить эти строки, т.к. считали их "упадническими", но тут за песню вступились все, кто ее любил, и слова остались неизменными. До сих пор мы с удовольствием исполняем эту проникновенную композицию.

"Синий платочек" сл. Я. Галицкий, М. Максимов, муз. Е. Петерсбурский, 1940-1942г.г.

Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды.
В 1940 году в московском саду "Эрмитаж" выступал польский оркестр "Голубой джаз" под управлением Генриха Гольда. На одном из них побывал поэт и драматург Яков Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта Галицкий подошел к композитору и предложил сделать из композиции песню. Идея понравилась и вскоре появилась песня "Синий платочек", которую первым исполнил солист оркестра Станислав Ландау, после чего она вошла в репертуар.
Песня была довоенная, мирная, ее пели многие исполнители. Но вот началась война и с песней произошла странная и неожиданная метаморфоза: она обрела как бы второй смысл. Лирическая героиня песни не просто обещала ждать, не забывать своего друга, но ждать солдата, который обязательно вернется и принесет с собой мир.
Известно, что слова песни тоже стали меняться. Возникла версия: "Двадцать второго июня, ровно в 4 часа..." Слова написаны поэтом Борисом Ковынёвым на музыку песни "Синий платочек" в июне 1941 года. Также есть версия текста в исполнении Лидии Руслановой, для которой концовку песни сообразно военному времени изменил Яков Галицкий. Но самая известная версия - это исполнение песни Клавдией Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта "Синего платочка" – 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты "В решающий бой!" 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов. Взяв за основу уже известный текст Галицкого, он изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: "Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих". В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете "За Родину!". Вот в таком варианте песню стала исполнять на фронтовых концертах Клавдия Шульженко. Её задушевное исполнение доносило ставшие нужными теплые лиричные слова песни на уже давно знакомый мотив.
Конечно, пулеметчики, за слова в песне "Строчит пулеметчик за синий платочек", считали, что песня написана про них. Они даже прикрепляли к гашетке пулемета фотокарточки своих девушек, жен и называли свои пулементы ласково именами возлюбленных: "моя Анечка", "сейчас Клава ударит" и т.д.
Песня "Синий платочек" стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.

"Смуглянка", сл. Я. Шведова, муз. А. Новикова, 1940 –1942г.

В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и "Смуглянка", написанная на основе молдавского фольклорного творчества.

В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал "Смуглянку" на радио. Но "несерьезная" песня не произвела впечатления на руководство. Композитору сказали, что стране нужны  патриотические песни, а не "фривольные финтифлюшки".
В 1942 году песня была слегка переписана. Яков Шведов изменил текст, а Новиков подправил партитуру. В таком виде композитор показал песню А.В. Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Красной Армии. Александрову песня очень понравилась, он включил ее в репертуар Ансамбля, однако песню долго не хотели выпускать. Только в 1944 году, когда песня потихоньку разошлась по фронтовым ансамблям, случилось исполнение песни на концерте, который транслировался по радио. Так веселая, бойкая песня про любовь партизана и смуглянки-молдаванки, рассказывающая о событиях Гражданской войны, стала собирательным образом любви молодых людей, объединенных общей борьбой с немецкими захватчиками.
После войны песня "Смуглянка" в разных обработках входила в репертуар многих известных исполнителей, а в 1973 году ее песня прозвучала в потрясающем, трогательном фильме Леонида Быкова (между прочим, воевавшего актера и режиссера) "В бой идут одни старики".

"Темная ночь", сл. В. Агатова, муз. Н.В. Богословского, 1943г.

История создания всенародно любимой песни "Темная ночь" очень интересна. В 1942 году, во время работы над знаменитым кинофильмом "Два бойца" у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня "Темная ночь".
Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было "не то", все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Марку Бернесу, исполнителю главной роли, удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов.
Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню.
Спетая Марком Бернесом, "Темная ночь" стала любимейшей в военном репертуаре. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Ещё до выхода фильма на экран Леонид Утёсов, получив от Никиты Богословского ноты песни, записал её на пластинку (1943г). (Это событие подтолкнуло к появлению еще одной песни: "Шаланды, полные кефали".) Однако именно интерпретация Марка Бернеса, отличающаяся удивительной искренностью и душевностью, считается классической.
Есть еще одна маленькая интересная подробность. Вскоре после того, как "Темная ночь" прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку – то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую – брак. Оказалось, что испорчена матрица: женщина-техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами... Так что в свет "Темная ночь" вышла только со второй матрицы.

"Огонек", сл. М. Исаковского, муз. народная, 1943 – 1947г.


19 апреля 1943 года в газете "Правда" было напечатано стихотворение Михаила Исаковского "Огонёк" с подзаголовком "песня", но ни нот, ни подстрочника не было. Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как М. Блантер, А. Митюшин, Н. Макарова, Л. Шварц, так и любители (Н. Чугунов, В. Никитенко). Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Песню "Огонек" с этой мелодией пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен. Впервые "Огонёк" с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены граммпластинки, на которых указывалось, что автор текста – Исаковский, а музыка – народная. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её, а мелодия более всего похожа на танго "Стелла", автор которого также неизвестен.
Секрет воздействия "Огонька" так объясняет поэт Евгений Долматовский: "Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня "Огонек". Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!
Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл".
Примечательно, что в Японии "Огонёк" наряду с "Катюшей" является самой популярной русской хоровой песней.




"Дороги", сл. Л. Ошанин, муз. А. Новиков, 1945г.
Эх, дороги... Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян...

Как вспоминал автор песни "Эх, дороги" А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализированной программы "Весна победная" по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД. Режиссер Сергей Юткевич предложил авторам песни выбрать для себя тему для будущего хита. Казалось, что о войне написано и спето все, поэтому поэт и композитор выбрали нейтральную тему "Под стук колес", о том, как солдаты едут на войну. Получилась песня-исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу. Поэт Лев Ошанин говорил так: "Дороги" родились, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. "Дороги" родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага…
Помню, как я искал в песне одну строку: "Выстрел грянет. Ворон кружит… Твой дружок в бурьяне…" Вот это место. – Что он – мертв? Убит? Подкошен? Вырван из жизни? Наконец нашлось: "Твой дружок в бурьяне неживой лежит…"
Вот это – "неживой", мне кажется, сказало больше, чем множество слов, которые могли стать на это место…"
Эти и некоторые другие строки песни очень сжато вобрали в себя всю войну.
Первым исполнителем "Дорог" стал солист ансамбля НКВД Иван Шмелев. Затем ее подхватили другие солисты и ансамбли.

 

"День Победы", сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов, 1975г.
Этот день мы приближали как могли...

Главная "победная" песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях, наверное, был бы неполным. Однако путь ее к слушателю был тернист! Написанная по предложению Гостелерадио для участия в конкурсе на лучшую песню о войне, объявленном в честь 30-летия Победы, она не то, что не заняла никакого места, Более того, вызвала болезненную, острую реакцию старших коллег Тухманова.Против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио.
Причина была в музыке и её авторе. Поэт Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие). А Давид Тухманов был молодым автором, известным в первую очередь по эстрадным шлягерам. Хотя Тухманов уже создал хиты "Последняя электричка", "Эти глаза напротив", "Белый танец", "Песенка про сапожника", "Я люблю тебя, Россия", "Гуцулочка", "Мой адрес – Советский Союз", "Как прекрасен этот мир" и многие другие, никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола, у него ещё не было. Кстати, исполнила на конкурсе песню жена Давида Тухманова Татьяна Сашко.
Был и второй "минус" – в музыке песни "День Победы" были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота, некоторые назвали песню "цыганщиной". Не устраивали и современные методы оркестровки (например, использование бас-гитары). В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.
Леонид Сметанников исполнил песню на съёмках передачи "Голубой огонёк" в канун 9 мая 1975 года. Это исполнение вызвало массу восторженных писем, но долго так и оставалось единственным исполнением в эфире.
Лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил "День Победы" в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, и "День Победы" был исполнен ещё раз – на "бис". После этого песню стала петь вся страна. Более того, песня настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого "День Победы" навсегда остался в репертуаре военных песен.
К слову, "День Победы" давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира

 



И всех с праздником – Днем Великой Победы великого народа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...