Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
консультация

Животенко Наталья Петровна

Консультация оформлена в виде брошюры, которую родители могут взять домой. В данной брошюре рассматриваются различные направления работы по профилактике речевых нарушений у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_dlya_roditeley.docx59.4 КБ
Файл seminar-_praktikum_budem_govorit_pravilno.docx63.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

(В.А. Сухомлинский)

Обучающие игрушки для развития мелкой моторики.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

-Игрушки- шнуровки.

-Игрушки- копилки.

-Работа с сыпучими материалами.

(песок, крупы)

-Работа с пластилином, тестом, глиной.

-Упражнения с различными видами застёжек. (шнуровки, липучки, пуговицы, крючки, кнопки, молнии)

-Упражнения с верёвочками. (узелки, жгуты, косички, бантики)

-Игры с прищепками, для детей постарше- разноцветными скрепками.

-Мозаика и бусы.

-Конструкторы и пазлы.

-Игры с массажными мячиками, экспандерами.

Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть игрушка и её элементы.

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Подготовила учитель- логопед

МДОУ «Родничок»

Животенко Н. П.

D:\наташа\логопед\логопед приколы\kabinetnaya-rech-kak-chasto.jpg

Надым 2018 г.

Обучающие игры и игрушки для развития речевого дыхания.

-Мыльные пузыри.

-Игрушки- забавы. («Поезд», «Язычки», народные игрушки из дерева и глины, свистульки с использованием воды)

-Духовые музыкальные инструменты- игрушки.

(дудочки, флейты, саксофоны, губные гармошки)

-Воздушные шары.

-Охотничьи манки.

-Использование трубочек и воды. («Вода бурлит»)

-Использование бумажных корабликов в воде.

-Ватные шарики, кусочки бумаги, листики.

-Использование вертушек.

Игры на развитие речевого дыхания проводить ежедневно не более 1-2 минут.

Массаж с шариком «Су-Джок»

«Ёжик»

Ёжик колет нам ладошки

Поиграем с ним немножко

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать

Ловкими станут пальчики

Умными девочки и мальчики.

 Массаж с эластичным кольцом

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Развитие речевого слуха.

Соблюдение гигиены слуха.

Для того чтобы правильно слышать и понимать звуки, необходима согласованная работа слухового анализатора и мозга. Без преувеличения можно сказать, что человек слышит не ушами, а мозгом!

Постоянное сопровождение слуховых раздражителей у маленького ребёнка приводит к тому, что мозг начинает воспринимать информацию как шум.

ИСКЛЮЧИТЬ ФОНОВЫЕ ЗВУКИ (МУЗЫКА, ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ) ВО ВРЕМЯ СНА, ОТДЫХА  И ИГР РЕБЁНКА.

Использование во время игр:

-Звучащих игрушек. (погремушка, пищалка, неваляшка, звучащий мячик, говорящие куклы или машинки с сигналом)

-Игрушечных музыкальных инструментов. (барабан, колокольчик, металлофон, трещотка)

--Различных предметов (металлические и деревянные ложки, переливание воды,  шелест бумаги, стук молотка, стук мяча)

-Упражнение «Угадай что звучит».

-Упражнение «Угадай, где звучит».Игра с 2 сотовыми телефонами. (Найди телефон по звуку)

Уважаемые родители! Мы надеемся, наши советы вам пригодятся, а чтобы они не забывались и были всегда под рукой, мы приготовили для вас памятки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»


ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ГАРМОНИЯ»

Семинар-практикум для родителей

«Профилактика речевых нарушений раннего возраста»

Подготовила: учитель- логопед Животенко Н.П.

D:\наташа\логопед\логопед приколы\kabinetnaya-rech-kak-chasto.jpg

Надым 2018 г.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Сегодня мы с вами поговорим о создании обучающей среды по речевому развитию для малышей.

Вы все наблюдали за играми своих детей, и знаете, что игра- это самое любимое занятие вашего ребёнка. Но не все из вас могут сказать, для чего игра нужна и что она развивает.

Игра для ребёнка не является только развлечением. Для детей играть, значит совершать первые открытия, заставлять работать свой мозг и испытывать свои силы.

Игра является одним из самых эффективных и ведущих средств воспитания и обучения. А игрушки являются материальной основой игры.

Игрушки которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются полезными для ребёнка. При покупке их важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью, но и педагогической ценностью. Не количество, а разнообразие игрушек обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Поэтому необходимо приобретать игрушки разных видов: образные, технические, строительные, театральные, дидактические, игрушки- забавы.

Но сегодня мы поговорим о тех игрушках, которые помогут успешно предупредить речевые нарушения.

Это игрушки:

-развивают речевое дыхание;

-развивают мелкую моторику;

-развивают слуховое внимание.

Речевое дыхание.

Хочу предложить вашему вниманию игрушки по развитию речевого дыхания и дыхательные упражнения.

У многих детей недостаточно сформировано речевое дыхание, т. е. у детей нарушается интонация, темп речи (замедленный или ускоренный темп, что может вызывать запинки и даже заикание). Основная цель таких упражнений – выработка правильного речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Неправильно сформированное речевое дыхание приводит к нарушению звукопроизношения. Выполнение простых упражнений в виде игры поможет избежать этих проблем.

Упражнения, которые продемонстрируют наши воспитанники.

Игры:

1) «загони мяч в ворота»

2) «Шторм в стакане» «кораблик» (игры с водой)

3) «фокус» (взрослые пробуют повторить)

4) «сдуй с ладошки снежок» (родители пробуют повторить)

Дыхание можно развивать не только специальными упражнениями, но и общедоступными игрушками, которыми дети могут играть ежедневно. Это и мыльные пузыри, разнообразные надувные игрушки и воздушные шарики, дудочки, свистки, трубочки для стрельбы бумажными шариками, гудки, игрушки-вертушки.

Отмечу, что игры на развитие речевого дыхания должны быть непродолжительными (до 2 минут), но для получения результата проводиться систематически.

Мелкая моторика.

Следующее направление о котором хочу вам рассказать - это развитие мелкой моторики.

5. Тренинг по мелкой моторике (массаж с использованием шарика «Су-Джок»)

Она оказывает колоссальное влияние на развитие речи. Вы, наверняка слышали понятие мелкая моторика, но как её развивать и для чего это важно делать знают далеко не все. Под мелкой моторикой понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. От того насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в раннем возрасте зависит его дальнейшее развитие как интеллектуальное так и речевое, т. к. мелкая моторика тесно взаимосвязана с развитием речи, мышления, воображения и других психических процессов. Чем больше ребёнок работает своими пальчиками, тем активнее формируется его речь. Чтобы малышу не было скучно выполнять упражнения их можно разнообразить интересными и забавными играми. Здесь нет недостатка в выборе. Это и всевозможные мозаики, пазлы, шнуровки, лабиринты, мягкие конструкторы, нанизывание бусин на нитку (демонстрация, работа с тестом, с пластилином, с декоративным материалом (это всё вы можете приобрести в любом детском магазине).

Вашему вниманию хотелось бы предложить вот такой интересный массажёр «Су-Джок». В своей работе мы широко используем су-джок терапию, т. е. массажный шарик как для развития мелкой моторики, а также для общего укрепления организма. Мы знаем, что на ладони находится множество биологически активных точек, массируя их, мы воздействуем на весь организм. В каждом шарике есть массажное колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Ежедневный массаж с «Су-Джоком» высокоэффективен, абсолютно безопасен и прост в применении. Он свободно продаётся в аптеках или магазинах «товары для здоровья» и недорог по цене. Предлагаем вам самим попробовать сделать массаж с «Су-джок».

Массаж с шариком «Су-Джок». Упражнение  «Ёжик».

Ёжик колет нам ладошки

Поиграем с ним немножко

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать

Ловкими станут пальчики

Умными девочки и мальчики.

Массаж с эластичным кольцом.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

На руках после такого массажа остаются приятные ощущения.

Слуховое внимание.

Для того чтобы правильно слышать и понимать звуки, необходима согласованная работа слухового анализатора и мозга. Без преувеличения можно сказать, что человек слышит не ушами, а мозгом!

Постоянное сопровождение слуховых раздражителей (музыка, включенный телевизор) у маленького ребёнка приводит к тому, что мозг начинает воспринимать информацию как шум.

Поэтому очень важно!

ИСКЛЮЧИТЬ ФОНОВЫЕ ЗВУКИ (МУЗЫКА, ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ) ВО ВРЕМЯ СНА, ОТДЫХА  И ИГР РЕБЁНКА.

Развивать слуховое внимание нам поможет использование во время игр:

-Звучащих игрушек. (погремушка, пищалка, неваляшка, звучащий мячик, говорящие куклы или машинки с сигналом)

-Игрушечных музыкальных инструментов. (барабан, колокольчик, металлофон, трещотка)

--Различных предметов (металлические и деревянные ложки, переливание воды,  шелест бумаги, стук молотка, стук мяча)

Родители избегают покупать своим детям, так как они создают много шума. Но именно они помогут сформировать у наших детей речевой слух. Играя с такими игрушками ребёнок учится различать звуки соотносить их с предметами, которые их издают.

Игра «Угадай, что звучит?»

Родители вместе с ребёнком рассматривают игрушку. Прислушиваются к их звучанию. Потом игрушки прячут за экран, и надо по звуку определить игрушку или предмет.

Игра с 2 сотовыми телефонами. (Найди телефон по звуку)

Играя со звучащими игрушками ребёнок развивает слуховое внимание, слуховую память, ребёнок учится прислушиваться к звукам и различать их, вслушиваться в речь окружающих, позволяет сравнить свою речь с речью других, по голосу узнавать кто и как говорит, что позволяет добиваться прочных  умений для дальнейшего формирования фонематических процессов.

 Теория и практика логопедической работы доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Надеюсь, что  советы вам пригодятся, а чтобы они не забывались и были всегда под рукой, вручаем вам памятки.

Прослушав моё сообщение, я думаю, что вы все, уважаемые родители, сделаете соответствующие выводы, и мы вместе с вами создадим все условия для успешного развития речи в детском саду и дома.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ.

В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана  программа речевого развития, предназначенная  для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в мл...

Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки, развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематический слух, а главное - общаться с детьми....

Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреж...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

консультация для родителей Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями ...