Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
консультация
Консультация оформлена в виде брошюры, которую родители могут взять домой. В данной брошюре рассматриваются различные направления работы по профилактике речевых нарушений у младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_roditeley.docx | 59.4 КБ |
seminar-_praktikum_budem_govorit_pravilno.docx | 63.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ГАРМОНИЯ»
Семинар-практикум для родителей
«Профилактика речевых нарушений раннего возраста»
Подготовила: учитель- логопед Животенко Н.П.
Надым 2018 г.
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!
Сегодня мы с вами поговорим о создании обучающей среды по речевому развитию для малышей.
Вы все наблюдали за играми своих детей, и знаете, что игра- это самое любимое занятие вашего ребёнка. Но не все из вас могут сказать, для чего игра нужна и что она развивает.
Игра для ребёнка не является только развлечением. Для детей играть, значит совершать первые открытия, заставлять работать свой мозг и испытывать свои силы.
Игра является одним из самых эффективных и ведущих средств воспитания и обучения. А игрушки являются материальной основой игры.
Игрушки которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются полезными для ребёнка. При покупке их важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью, но и педагогической ценностью. Не количество, а разнообразие игрушек обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Поэтому необходимо приобретать игрушки разных видов: образные, технические, строительные, театральные, дидактические, игрушки- забавы.
Но сегодня мы поговорим о тех игрушках, которые помогут успешно предупредить речевые нарушения.
Это игрушки:
-развивают речевое дыхание;
-развивают мелкую моторику;
-развивают слуховое внимание.
Речевое дыхание.
Хочу предложить вашему вниманию игрушки по развитию речевого дыхания и дыхательные упражнения.
У многих детей недостаточно сформировано речевое дыхание, т. е. у детей нарушается интонация, темп речи (замедленный или ускоренный темп, что может вызывать запинки и даже заикание). Основная цель таких упражнений – выработка правильного речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Неправильно сформированное речевое дыхание приводит к нарушению звукопроизношения. Выполнение простых упражнений в виде игры поможет избежать этих проблем.
Упражнения, которые продемонстрируют наши воспитанники.
Игры:
1) «загони мяч в ворота»
2) «Шторм в стакане» «кораблик» (игры с водой)
3) «фокус» (взрослые пробуют повторить)
4) «сдуй с ладошки снежок» (родители пробуют повторить)
Дыхание можно развивать не только специальными упражнениями, но и общедоступными игрушками, которыми дети могут играть ежедневно. Это и мыльные пузыри, разнообразные надувные игрушки и воздушные шарики, дудочки, свистки, трубочки для стрельбы бумажными шариками, гудки, игрушки-вертушки.
Отмечу, что игры на развитие речевого дыхания должны быть непродолжительными (до 2 минут), но для получения результата проводиться систематически.
Мелкая моторика.
Следующее направление о котором хочу вам рассказать - это развитие мелкой моторики.
5. Тренинг по мелкой моторике (массаж с использованием шарика «Су-Джок»)
Она оказывает колоссальное влияние на развитие речи. Вы, наверняка слышали понятие мелкая моторика, но как её развивать и для чего это важно делать знают далеко не все. Под мелкой моторикой понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. От того насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в раннем возрасте зависит его дальнейшее развитие как интеллектуальное так и речевое, т. к. мелкая моторика тесно взаимосвязана с развитием речи, мышления, воображения и других психических процессов. Чем больше ребёнок работает своими пальчиками, тем активнее формируется его речь. Чтобы малышу не было скучно выполнять упражнения их можно разнообразить интересными и забавными играми. Здесь нет недостатка в выборе. Это и всевозможные мозаики, пазлы, шнуровки, лабиринты, мягкие конструкторы, нанизывание бусин на нитку (демонстрация, работа с тестом, с пластилином, с декоративным материалом (это всё вы можете приобрести в любом детском магазине).
Вашему вниманию хотелось бы предложить вот такой интересный массажёр «Су-Джок». В своей работе мы широко используем су-джок терапию, т. е. массажный шарик как для развития мелкой моторики, а также для общего укрепления организма. Мы знаем, что на ладони находится множество биологически активных точек, массируя их, мы воздействуем на весь организм. В каждом шарике есть массажное колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Ежедневный массаж с «Су-Джоком» высокоэффективен, абсолютно безопасен и прост в применении. Он свободно продаётся в аптеках или магазинах «товары для здоровья» и недорог по цене. Предлагаем вам самим попробовать сделать массаж с «Су-джок».
Массаж с шариком «Су-Джок». Упражнение «Ёжик».
Ёжик колет нам ладошки
Поиграем с ним немножко
Если будем с ним играть
Ручки будем развивать
Ловкими станут пальчики
Умными девочки и мальчики.
Массаж с эластичным кольцом.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
На руках после такого массажа остаются приятные ощущения.
Слуховое внимание.
Для того чтобы правильно слышать и понимать звуки, необходима согласованная работа слухового анализатора и мозга. Без преувеличения можно сказать, что человек слышит не ушами, а мозгом!
Постоянное сопровождение слуховых раздражителей (музыка, включенный телевизор) у маленького ребёнка приводит к тому, что мозг начинает воспринимать информацию как шум.
Поэтому очень важно!
ИСКЛЮЧИТЬ ФОНОВЫЕ ЗВУКИ (МУЗЫКА, ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ) ВО ВРЕМЯ СНА, ОТДЫХА И ИГР РЕБЁНКА.
Развивать слуховое внимание нам поможет использование во время игр:
-Звучащих игрушек. (погремушка, пищалка, неваляшка, звучащий мячик, говорящие куклы или машинки с сигналом)
-Игрушечных музыкальных инструментов. (барабан, колокольчик, металлофон, трещотка)
--Различных предметов (металлические и деревянные ложки, переливание воды, шелест бумаги, стук молотка, стук мяча)
Родители избегают покупать своим детям, так как они создают много шума. Но именно они помогут сформировать у наших детей речевой слух. Играя с такими игрушками ребёнок учится различать звуки соотносить их с предметами, которые их издают.
Игра «Угадай, что звучит?»
Родители вместе с ребёнком рассматривают игрушку. Прислушиваются к их звучанию. Потом игрушки прячут за экран, и надо по звуку определить игрушку или предмет.
Игра с 2 сотовыми телефонами. (Найди телефон по звуку)
Играя со звучащими игрушками ребёнок развивает слуховое внимание, слуховую память, ребёнок учится прислушиваться к звукам и различать их, вслушиваться в речь окружающих, позволяет сравнить свою речь с речью других, по голосу узнавать кто и как говорит, что позволяет добиваться прочных умений для дальнейшего формирования фонематических процессов.
Теория и практика логопедической работы доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Надеюсь, что советы вам пригодятся, а чтобы они не забывались и были всегда под рукой, вручаем вам памятки.
Прослушав моё сообщение, я думаю, что вы все, уважаемые родители, сделаете соответствующие выводы, и мы вместе с вами создадим все условия для успешного развития речи в детском саду и дома.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ.
В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана программа речевого развития, предназначенная для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в мл...
Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....
Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки, развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематический слух, а главное - общаться с детьми....
Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреж...
Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
консультация для родителей Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...
МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями ...