Консультация для родителей "Психологические особенности детей 3-4 лет. Профилактика агрессивного поведения".
методическая разработка (младшая группа)
Вопросы:
- Особенности поведения детей 3-4 лет (особенности взаимоотношений со сверстниками);
- Методы развития социально-коммуникативных навыков;
- Детская агрессивность. Ее причины.
- Профилактика детской агрессивности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей 3-4 лет. Профилактика агрессивного поведения
Цели:
- Особенности поведения детей 3-4 лет (особенности взаимоотношений со сверстниками);
- Методы развития социально-коммуникативных навыков;
- Детская агрессивность. Ее причины.
- Профилактика детской агрессивности.
- Психологические особенности детей 3-4 лет:
- Кризис трех лет. В три года ребенок переживает один из самых тяжелых кризисов. (не обязательно ровно в три года, может быть позже, может быть раньше) С чем это связано? В первые годы своей жизни малыш неразрывно связан с матерью. Он физически и психологически зависит от нее, впитывает в себя огромное количество информации. Проходит время, ребенок крепнет, у него появляется багаж знаний, умений. Исследуя пространство, ребёнок видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир. Он подражает взрослым, использует их лексику, "примеряет" на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. И самое главное, он начинает отделяться от родителей. У ребенка начинает получаться делать многие вещи самостоятельно, и это приносит ему радость, он чувствует себя взрослым. Но многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт) – с одной стороны, а с другой - он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт) - как раз именно здесь и происходит внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Эти процессы и являются так называемым «кризисом «Я сам» ».
Как это проявляется?
- Самый главный признак – ребенок хочет, чтобы с его мнением считались.
- Негативизм. Ребенок не делает это только потому, что это предлагают взрослые, даже если это его собственное желание.
- Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что он так сильно этого хочет, а потому, что ему важно, чтобы взрослые выполнили именно его желание.
- Ребенок все хочет делать сам.
- Делает все наоборот.
- Обесценивание. Ребенок может специально портить вещи, игрушки, обзываться. Таким образом, он проверяет границы дозволенного.
- Неустойчивый эмоциональный фон. Еще слабая нервная система. Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Дети быстро расстраиваются из-за какой-то незначительной мелочи, а потом так же быстро успокаиваются. Они не могут управлять своими эмоциями.
- В этом возрасте ребенок не может предвидеть последствий своего поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ по поводу поступка и по поводу последствий. В норме ребенок эгоцентричен (Ребенок не осознает, когда делает кому-то плохо).
- Дети УЧАТСЯ общаться. Начиная с 3 лет, детям становится интересно взаимодействовать со сверстниками. Они начинают играть вместе, а не просто рядом, как в предыдущей возрастной группе, распределяют роли в играх, выстраивают иерархию отношений, решают, кто им нравится, с кем они хотят дружить, а с кем нет. Но, как и любой другой навык, навык общения требует развития. Ни один человек не рождается сразу с готовыми умениями как взаимодействовать с окружающими людьми. Этому нужно учиться. Ребенок начинает исследовать границы не только в отношениях с взрослыми, но и со сверстниками. Ситуацию усложняет еще и довольно скудный словарный запас и плохо развитая речь. Дети просто не могут выразить словами то, что хотят от окружающих, и, вкупе с невозможностью контролировать свои эмоции и желания, вместо того, чтобы договариваться, дети начинают драться, толкаться. Детки делают это не потому, что они вдруг стали агрессивными и злыми, а просто потому, что по-другому они еще не умеют.
Вывод: Дети в младшем дошкольном возрасте не могут контролировать свои эмоции и желания. Если они хотят что-то, они хотят этого прямо здесь и сейчас, и подавить это желание они не могут. Из-за неумения договариваться, они применяют силу для получения желаемой игрушки, привлечения внимания или защиты своих личных границ.
- Развитие социально-коммуникативных навыков
- Личный пример. Умение общаться, договариваться, уважать личное пространство других людей – все это нужно развивать. В первую очередь, внутри семьи, личным примером. Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что видит и слышит. Именно в дошкольном возрасте закладываются привычки, представления о мире и т.п. Существует множество различных эффективных игр и упражнений, которые развивают вежливость, доброжелательность, умение играть вместе, но все они бесполезны, если ребенок не наблюдает этого в семье.
- Нужно разбирать конфликты, объяснять, как выйти из них. Если вы видите, что между детьми назревает ссора, взрослый должен вмешаться, успокоить детей и разобраться в возникшей проблеме, выяснить, что произошло. Затем ВМЕСТЕ с детьми найти выход из ситуации. Взрослому нужно объяснить, что дети сделали не так, как важно уметь договариваться, помирить детей, предложить обняться или пойти поиграть во что-то вместе. Взрослый показывает алгоритм решения конфликтов, который ребенок должен усвоить и впоследствии использовать самостоятельно. Не забывайте хвалить ребенка, повышать его уверенность в своих силах.
- Использование художественной литературы, мультфильмов. Поскольку ребенку трудно предугадать результат своих действий, на примере сказочных персонажей ребенок может усвоить нормы поведения в обществе, запомнить, какая линия поведения к каким последствиям ведет.
- Использование сюжетно-ролевой игры. Проигрывая различные роли вместе с ребенком, вы вложите в него определенные модели поведения, которым он впоследствии будет придерживаться.
- Ребенок будет ошибаться. Социально-коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, развиваются в детях постепенно. Ребенок пробует полученные от взрослых модели поведения в различных ситуациях, не всегда удачно. Задача родителей – контролировать, показать, что ребенок сделал не так, рассказать, что бы он получил, сделай он по-другому.
- Развивать речь. Расширять словарь, учить говорить связно и понятно.
- Игры и упражнения.
«Вежливые слова»
Дети стоят в кругу и кидают друг другу мяч, называя вежливые слова.
«Покажи эмоцию»
Ребенок показывает какую-то эмоцию, остальные должны угадать.
«Комплименты»
Дети стоят в кругу и, передавая по очереди какой-нибудь предмет, хвалят соседа, говорят ему что-то приятное.
«Помоги Маше».
Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть, показывает несколько частей двух-трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки и т.д , а также попросить помочь Маше починить. После Маша обязательно благодарит за помощь.
- Детская агрессивность. Ее причины.
Как уже было сказано, из-за невозможности контролировать свои желания и эмоции, ребенок может быть нетерпеливым и проявлять некоторую агрессивность по отношению к сверстникам. Например, если ребенок хочет игрушку, а другой ему не дает в нее поиграть, ребенок может силой отобрать игрушку. Или если дети сидят рядом и один ребенок мешает другому, вместо просьбы подвинуться, он может оттолкнуть мешающего. Такие проявления силы абсолютно нормальны. С развитием речи и навыков общения, слова все больше заменяют действия.
Другие причины агрессивного поведения:
- Неадекватная самооценка, чаще заниженная
- Стремление привлечь внимание взрослых
- Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев
- Из-за кризиса: Ребенок стремится к обретению независимости и самостоятельности; Ребенок сталкивается с невыполнением своих желаний, запретами на удовлетворении определенных потребностей
- У ребенка возникает чувство страха и недоверие к окружающему миру (пришел новый врач в группу осматривать детей, дети ее не знают, они стали бояться ее). И т.д.
- Профилактика детской агрессивности
Необходимо установить границы дозволенного и запреты на определенные формы проявления агрессии. Надо постоянно проговаривать их ребенку и напоминать о них. Во всех действиях взрослого должна быть ясность и четкость. Не стоит оглашать ребенку все запреты одним списком и за один раз.
Рекомендуется не использовать размытые и общие фразы: «Никого нельзя обижать», а говорить более конкретно: «Нельзя толкать и бить других людей, обзываться, специально ломать игрушки». Психологи советуют заменить частицу «не» (не дерись), словом« нельзя» (нельзя драться). Это обусловлено тем, что подсознание не воспринимает эту частицу, в отличие от слова – нельзя.
Также важно установить четкие правила. Если сегодня нельзя смотреть мультики, пока кушаешь, значит нельзя это делать и сегодня, и завтра, никогда.
Очень важно спрашивать дошкольника, чего он хочет. Часто дети не могут ответить на этот простой вопрос и удивляются тому, что если просто озвучить свое желание, то решение можно найти без драки.
Можно использовать игры и упражнения на расслабление, концентрацию внимания.
Необходимо учитывать и то, что ребенок не может переключиться и остановиться мгновенно, так как гнев и обида не проходят за секунду. Надо дать малышу время остыть, а после переключить его внимание на какое-то занятие, шутку. Очень важно, чтобы дошкольник видел поддержку взрослого, когда он следует правилам и не нарушает их.
Также важно проживать эмоции вместе с ребенком. Проговаривать, что он чувствует, из-за чего, что это нормально.
Еще агрессия может проявляться во время истерики. (скинуть родителям видео по истерике).
Причины:
- Физиологические (ребенок голоден, ему холодно, устал);
- У него что-то не получается (предложить помощь или отвлечь);
- Он проверяет вас на прочность, может требовать что-то, что ему нельзя (обнять, предложить компромисс);
- Требует внимания (обнять)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.
Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Консультация для родителей: "Профилактика агрессивного поведения у детей раннеого возраста"
Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агресс....
Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».
Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»....
Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».
Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»....
2020 Консультация для педагогов "Профилактика агрессивного поведения у детей"
Консультация для педагогов на тему агрессии...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для родителей "Агрессивный ребенок. Рекомендации педагога-психолога"...