Способы и приёмы развития музыкальных способностей у детей при взаимодействии с семьёй.
методическая разработка
В современном мире, в сознании людей происходит переоценка нравственно – эстетических ценностей, возвращение к историческим духовно – нравственным истокам.
Появилась возможность создания школ эстетического направления, музыкальных студий, хоровых школ, внешкольных учреждений: Дворцов и домов Творчества и досуга детей. Они успешно ведут музыкально – просветительскую деятельность. Разрабатывается целостная система, в которой приобщение дошкольников к искусству будет осуществляться на фоне их общего культурно – эстетического развития. Центр этой системы детский сад и школа. Помощники – разные внешкольные учреждения и семья. Именно помощь семьи очень велика в музыкальном становлении ребёнка и развитии его музыкальных способностей.
Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием детей и юношества, волнует проблема легкой развлекательной музыки и того места, которая эта музыка занимает в жизни юных поколений.
На каком музыкальном материале должны развиваться музыкальные способности в семье? Это проблема, которая стоит перед каждой семьей, в которой искусство играет большую роль в формировании духовной культуры. Наверное, музыкальное воспитание должно строиться в сочетании трех элементов: народной, классической и современной музыки. Многие родители боятся, что новая музыка может испортить музыкальный вкус ребенка. Не надо этого бояться, родители должны разобраться сами и помочь разобраться своим детям в сложнейших противоречиях современной музыки, найти свои трудные позиции в спорах, в атмосфере которых развивается сегодня наше музыкальное искусство.
В культуре нашего народа есть молодое, что обладает духовным здоровьем. Ведь если родители, не разобравшись, собьются сами с пути – это еще полбеды, это конечно плохо. А если поведут за собой в тупик своих детей – это беда более серьезная.
Правильное первоначальное воспитание человека может совершаться только при непосредственном общении с природой. Дети должны рано и на долгое время окунуться в природу, впитать в себя, ее впечатления, пережить те мысли и чувствования, которые она возбуждает в каждой живой душе.
При настоящем положении культуры и общественной жизни масса детей обречена, расти и развиваться в городской обстановке. Поэтому родителям нужно прийти на помощь своим детям и хотя бы в слабой степени заменить для них жизнь в природе прогулками, экскурсиями, дачами, парками, комнатными аквариумами; купите своему ребенку собаку, кошку.Но города располагают многими средствами воспитания, особенно по части музыкального эстетического развития, в этом их преимущество перед поселками.
В первые годы жизни дети живут в семье и в обществе не нуждаются. Постепенно в них нужно развивать общественность, чтобы они чувствовали потребность в обществе сверстников, друзей и приятелей и, организуя вместе со своими детьми праздники, дни рождения приглашайте их друзей, устройте им музыкальный праздник с песнями, играми, танцами, музыкальными конкурсами. Таким образом, развиваются забавы и развлечения детей с оттенками музыкально-эстетическим и умственным.
Развлечения и игры это не какое-либо мимолетное явление в жизни детей, они находятся в непосредственной связи со всей жизнью и деятельностью детей, затрагивают физические, душевные детские силы, упражняя их в различных направлениях.
Пение песен, интересных для детей должно стоять на первом месте в семейном воспитании, как важный залог развития музыкальных способностей, музыкального вкуса и любви к музыке.
Музыкальная культура дошкольников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. В пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, играя на детских музыкальных инструментах, дети знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают умения и навыки, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность детей на занятиях и дома, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.
Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на музыкальном занятии ещё не определяет успеха в решении задач музыкального воспитания. Для этого необходимо взаимодействовать с семьёй. В этом сложном процессе ведущая роль отводится взрослым, которые, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организуют его деятельность.
Методы и приёмы развития музыкальных способностей многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, характера информации и. т. д. Они видоизменяются в зависимости от возраста.
Метод убеждения средствами музыки. Процесс воспитания в этом случае -непосредственное общение с музыкой. Исполнение её должно быть достаточно ярким, темпераментным, выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки, является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.
Чтобы исполнение было выразительным, искренним и доступным, надо хорошо знать произведение, продумать его содержание, осмыслить характер, почувствовать настроение. Этому поможет предварительное ознакомление в процессе многократного проигрывания. Композитор Б. В. Асафьев говорил: «Услышать музыку – это уже её понять».
Осмысленное исполнение оказывает на детей сильное воздействие, вызывая у них различные чувства, обогащает впечатлениями. Можно сравнить, например широкое и торжественное звучание песни Г. Струве « Спасём наш мир», весёлое оживление русской народной песни « Ах, вы, сени», лёгкий, изящный «Вальс цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Ребёнку необходимо понять, о чём рассказывает музыка, что такое её хорошее звучание. Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.
Музыка – «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение, вызывает ответно мысли, заставляет думать. Важно пояснением, словом усилить переживание каждого ребенка, который понимает музыку по-своему. Слушая, например, пьесу П.И. Чаковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а, воспринимая лишь спокойный, светлый характер, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, по-разному будут переживать и мыслить. Задача и педагога и родителей направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Необходимо поощрять правильные реакции на музыку и помогать преодолевать неверные представления.
Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.
Метод приучения, упражнения.
Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать к ней интерес, потребность общения со звуковыми образами, надо научить ребёнка активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведётся последовательно – из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувством прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно. В. А. Сухомлинский отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребёнка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Он писал: « Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка.
Приучая детей эстетически относиться к музыке, музыкальный руководитель и родители проявляют много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребёнок возьмёт «свою скрипку» в руки - это значит, его ввели в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным человеком.
Цель учебных заданий сводится к разучиванию репертуара, усвоению музыкальных знаний, навыков, умений.
Задачи развития музыкальных способностей.
1. Развитие эмоционального отклика на музыку.
Методы обучения: Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.
2. Развитие музыкально-сенсорных способностей.
Методы обучения: Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки
(звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), упражнения в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями.
3. Развитие ладомелодического слуха.
Методы обучения. Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх, вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настойки в данной тональности.
4. Развитие чувства ритма.
Методы обучения: Упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения (танца, игры); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритмов (четверти и восьмые).
5. Развитие музыкальной памяти.
Методы: Упражнения в последовательном чередовании исполнения пения вслух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах.
6. Развитие музыкального творчества.
Методы: Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских музыкальных инструментах, движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев.
Таким образом, методы обучения развивают музыкальные способности, пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.
Следует отметить, что музыкальные способности проявляются у детей неравномерно. Изучение даёт возможность педагогу и родителям придумывать задания различной сложности.
Взаимосвязь и противопоставление прослеживаются в других методах: слово педагога (пояснение, указание) и наглядный показ произведений искусства, приёмов их исполнения;
Слово и действие педагога и родителей, направленные на развитие осознанного отношения к музыке, умения анализировать и одновременно на развитие у детей стремления к эмоциональным переживаниям;
Показ образцов, которым надо следовать и формирование способности к самостоятельным действиям;
Упражнения, закрепляющие приобретённые навыки и развивающие наклонности к самостоятельному решению творческих задач.
Методы обучения тесно связаны с методическими приёмами. Приём-это часть метода и выполняет при нем вспомогательную роль. Приёмы различаются в зависимости от того, чему учат педагог и родители (пению, слушанию музыки, игре, танцу) и кого учат. В процессе обучения детей дошкольного возраста необходимо учить сравнивать звучание напевной и подвижной песни, помочь правильно воспроизвести трудную мелодию, показать движения в танце, характерную особенность в передаче музыкально-игрового образа.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководительдолжен обращать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального формирования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностейдетей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000e0772-016c5b69.docx | 21.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
педагогический опыт работы музыкального руководителя Терзьян Надежды Матевосовны...
Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. И...
Использование нетрадиционных способов рисования для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Статья о развитии творческих способностей у детей, о том, какие нетрадиционные способы рисования используются в разных возрастных группах...
Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...
Самостоятельная музыкальная деятельность как приём развития музыкальных способностей детей.
Презнтация "Самостоятельная музыкальная деятельность как приём развития музыкальных способностей детей".Знакомство с видами развития музыкальных способностей дошкольников в музыке....
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...