Конспект родительского собрания-тренинга «Во что играют наши дети?»
консультация

Башнина Ольга Викторовна

Во что играют наши дети? Вопрос, который в настоящее время, к сожалению волнует не многих. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания-тренинга

«Во что играют наши дети?»

                                                                             «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.

 Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.

У него есть страсть, и её надо удовлетворить.

Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра»

  А. С. Макаренко.

1. Вступление. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Давайте сегодня поговорим об игре.

- Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?

Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих “пределов”. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых “понарошку”. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра “Море волнуется…”, ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и 5 минут.

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку “что такое хорошо и что такое плохо”, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению… Психологические исследования показали: если “недругов” включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков в развитии.

У большинства родителей сложилось мнение, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Вопросы родителям. Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?
(Желающим предлагается высказаться.)

Значение игры порой недооценивается. Раньше считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там. Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля.

Вы, наверное, замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передачу. Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа. На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

«Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?» - обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: «Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!»

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

«За что же ты их хочешь расстрелять?» - снова обращается к мальчику педагог.

«А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них налет!» В голосе недружелюбные нотки.

«Ему бы только стрелять да в войну играть», - жалуется вечером мать воспитателю.

«Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках», - замечает воспитатель, имея в виду

саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

«Да, конечно,  - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже

слишком.»

«А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему

другие, которые располагают к более спокойным играм, например...»

«А зачем? - недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!»

Вопросы родителям.

  1. Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
  2. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Ситуация для анализа. Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

«Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду

скандалить.»

Ира возразила: «Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.»

«И пить вино это плохо, добавляет Женя.»

«Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает... убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: Вот сколько бутылок вина я вам принесу!»

Вопросы родителям.

  1. Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
  2. Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Игра-задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку синего цвета, не всегда – жёлтого, никогда – красного.

  1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  2. Рассказываю о своих играх в детстве
  3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Обобщение: Если на вашем столе больше синих фишек, значит игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребёнком на равных, ведь он любит играть с вами, ведь игра самое интересное в жизни ребёнка. Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе. Не знаете, во что? Мы, предлагаем игры не просто интересные, но и полезные.

Игры ………………..

«Конверт дружеских вопросов».

Родителям представляется конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него. Примерные вопросы:

  • Можно ли играть с детьми в карты?
  • Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
  • Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
  • Куклы ваших дочек. Кто они для них? Для чего нужны?
  • Нужны ли компьютерные и электронные игрушки?
  • Игры, в которые вы играете всей семьей.
  • Любимые спортивные игры вашей семьи.
  • Чем руководствуетесь при выборе игрушек для своего ребенка?
  • В какие игры ваш ребенок играет со сверстниками?
  • До какого возраста дети должны играть?

Заключение.

Родителям вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.

И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Памятка для родителей с советами по проведению игр.

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры 0- введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте детей, даже когда у Вас появилось свободное время. Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого – то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что Вы вообще не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что Вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем игры и затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания-тренинг на тему »Давайте начнем с себя»

собрание тренинг с родителями детей старшей группы...

Родительское собрание-тренинг «Как избежать конфликтов»

Знакомство родителей с причинами конфликтного поведения детей....

Родительское собрание (Тренинг)

«Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений...

Конспект родительского собрания - тренинга на тему "Давайте начнем с себя"

Конспект  родительского собрания - тренинга  на тему  "Давайте начнем с себя"...

Родительское собрание. Тренинг «Избавляемся от агрессии с помощью игры»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13321854","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 326px; height: 460px;","width":"340"}}]] В условиях введен...

Родительское собрание : Тренинг «Роль игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Роль игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, значение в познании окружающего мира,  влияние игр на развитие  детей...

Конспект родительского собрания - тренинга "Готовность к школьному обучению"

Конспект родительского собрания - тренинга "Готовность к школьному обучению"....