Статья « Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду»
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья « Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду» | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Иванюк Ж.П.
ГБДОУ детский сад №26 Красногвардейского района
г.Санкт Петербурга
Статья « Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду»
Ранний возраст - особый период в жизни человека. В этот период происходит становление органов и систем, и прежде всего функций мозга. Закладывается «фундамент» здоровья, личности растущего человека, закладывается его будущее. И от того, как пройдет адаптация ребенка к условиям детского учреждения, будет зависеть его развитие и здоровье. Поэтому проблема адаптации волнует всех взрослых, взаимодействующих с ребенком в этот сложный для него период. Для родителей главным поводом для волнения выступает эмоциональное состояние своего ребенка, его физическое и психическое здоровье, успешность в установлении доброжелательных отношений ребенка с новыми незнакомыми взрослыми и со сверстниками. Для воспитателя помимо решения выше перечисленных проблем каждого ребенка возникает необходимость организации образовательного процесса, создания общего благоприятного эмоционального климата в группе, установления педагогического взаимодействия со всеми детьми с учетом индивидуальной реакции каждого ребенка на новизну ситуации. Поэтому особенно важно установить тесное взаимодействие с семьями воспитанников с целью совместного преодоления возможных трудностей в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения.
Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделить ребенку в этот период, особое внимание и готовить посещение детского сада заранее.
Приходит время отдать ребенка в детский сад, у родителей возникает масса страхов и сомнений. Волнение в этой ситуации вполне нормально, но оно не должно помешать вам помочь малышу привыкнуть к новому распорядку жизни. Во многом то, как пройдет психологическая адаптация ребенка в детском саду, зависит от настроя родителей.
Чтобы не сердиться на малыша за плохое поведение и капризы во время адаптации ребенка в детском саду, родителям нужно постараться понять его эмоции. Для крохи, который до этого постоянно был с мамой, начало посещения сада – серьезный стресс.
Особенности адаптации детей в детском саду таковы, что на первых этапах возникают отрицательные эмоции – страх и гнев. Малыш не хочет заходить в группу, цепляется за родителей, начинает хныкать. Он боится, что его оставят в детском саду и не заберут, опасается оставаться с новыми людьми в незнакомой обстановке.
Возможны внезапные вспышки агрессии – ребенок вырывается, плачет ,не давая себя переодеть, или даже пытается громко кричать. Это выражение протеста против разлуки с родителями, которое должно сгладиться по мере привыкания к условиям детского сада. Если спустя несколько минут после ухода мамы ребенок успокаивается, адаптация проходит нормально.
В дальнейшем, малыш еще может периодически плакать при расставании и за компанию с другими детьми, но постепенно на смену негативу придут положительные эмоции от новых впечатлений, игр, общения с детьми и воспитателем
Во-первых, важен уровень развития игровых навыков, умение занять себя интересным делом, а также организовать игру вместе с другими детьми. Сформированность игровой деятельности позволяет ребёнку переключаться на игру с эмоционально напряженного состояния на игру.
Во-вторых, чем лучше ребёнок умеет налаживать контакт со взрослыми и с детьми, тем лучше для адаптации. Поэтому важно заранее предоставлять малышу возможности общения не только с узким кругом близких родственников. Конечно, перегружать малыша не следует, но и, оказавшись в новой социальной, обстановке ребёнок не должен приходить в состояние глубокого стресса. Должен возникать позитивный отклик на новизну, присутствовать ориентировочные реакции (для чего, разумеется, ему важно чувствовать поддержку со стороны близких).
B-третьих, в литературе по адаптации к детскому саду авторы советуют родителям предварительно рассказать ребёнку о детском саде и познакомить его с воспитателями, с детьми, возможно, погулять на площадке, т. е. как-то познакомить его с ближайшим будущим.
Некоторые авторы даже пишут о том, что за день до прихода ребёнка в детский сад, воспитатель должен прийти к нему в гости и познакомиться с его семьей.
Окончание адаптации ребенка к условиям детского сада можно распознать по хорошему настроению малыша вечером и легкому прощанию с родителями по утрам.
Степени адаптации ребенка к детскому саду Известно, что одни дети привыкают к саду быстро и легко, другие – сложнее.
Всего выделяют три степени адаптации ребенка в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая более, чем у половины малышей привыкание к условиям детского сада происходит легко. Они заходят в группу без истерик, находятся в хорошем настроении, охотно общаются с другими детьми, реагируют на обращение к ним воспитателя. Поход в садик не вызывает протеста, иногда малыш даже сам просится туда, капризы и приступы плохого настроения кратковременны. В такой ситуации можно говорить о легкой адаптации. Обычно она длится до 4 недель и протекает на фоне хорошего самочувствия.
Средняя если у ребенка адаптация средней степени тяжести, он испытывает беспокойство, приближаясь к группе, но через несколько минут справляется с напряжением и идет играть с детьми. Нередко такие малыши склонны специально нарушать правила поведения в саду, чтобы проверить, что произойдет, и добиться индивидуального внимания.
Тяжелая адаптация ребенка в детском саду выражается в проблемном поведении, частых, иногда осложненных, простудах, нервных срывах. Малыш не хочет идти на контакт с воспитателем и другими детьми, практически не проявляет интереса к предлагаемым игрушкам, ведет себя тревожно и пугливо. При расставании с мамой возможны продолжительные истерики. Если этот период длится месяцами, а улучшений нет, родителям нужно обратиться за консультацией к детскому психологу и невропатологу. Затянувшаяся тяжелая адаптация может указывать на психологическую неготовность ребенка к посещению сада.
Как облегчить привыкание:
Психологи рекомендуют родителям следующие методы адаптации детей в детском саду:
Готовьте ребенка к общению с детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.
Желательно научить ребенка до посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться и т.п.
Если ребенок очень тяжело расстается с мамой, поручите в первые дни отводить его папе, бабушке или дедушке.
Приводя малыша в группу, расставайтесь легко. Долгие прощания и обеспокоенное лицо родителя только ухудшат ситуацию.
Расскажите воспитателям об особенностях вашего малыша, объясните, как его проще успокоить, отвлечь.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставляйте ребенка всего лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки или после обеда. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Дайте с собой любимую игрушку, вызывающие у него теплые чувства Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров. Все время говорить малышу, что он любим и дорог вам.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
Нужно понимать, что адаптация к садику – процесс сложный и это может занять много времени. Главное, в чем нуждается кроха и в 2-3 года это родительская любовь и понимание. С ними проблема адаптации ребенка к детскому саду будет вполне решаема и первый шаг малыша к взрослой жизни пройдет без особых потерь.
1. Печера К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях 2006 г.
2. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации/ Дошкольное воспитание 2006г/
3. Самарина Л. В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду 2003г.
4. Русаков С. Адаптация ребенка в детском саду . Советы педагогам и родителям.2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду
Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете ...
Консультация для родителей "Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду".
В данной методической разработке даны рекомендации для родителей по облегчению адаптационного периода.. Материал предназначен родителям малышей, будет интересен педагогам, работающим на группе раннего...
Консультация для родителей "Как облегчить адаптацию ребенка к детском саду"
Консультация для родителей по адаптации детей в ДОУ. Памятки и рекомендации....
Консультация для родителей "Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду"
Консультация для родителей....
Памятка "Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду"
Памятка предназначена для родителей...
Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду».
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду....
«В первый раз в детский сад, или как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду?»
Адаптация к детскому саду - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. В нашем обиходе довольно прочно укрепилось слово адаптация. В настоящее время сущест...