Сказка в жизни ребёнка
консультация (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_zhizni_rebyonka.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка в жизни ребёнка
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.
Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказка любима не только детьми, н6о и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймёшь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребёнка неоценима. Строятся эти сказки по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А.Ильин и Е.Н.Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.
Сказка, восприятие сказки неразрывно связана с музыкой. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на образное восприятие ребенка. Сначала это русский фольклор, близкий и доступный детскому пониманию, потом детская классика, а затем камерное, инструментальное и симфоническое творчество крупнейших русских композиторов.
Особенно важна роль классической музыки для совершенствования духовно- нравственной сферы ребенка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. А в сочетании со сказкой это воздействие усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.
К сожалению, в наше время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно- поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, особенно диснеевские, предлагают свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.
Поэтому особенно важно знакомить ребенка со сказкой, вводить в мир сказки совместно с родителями. Ведь что такое сказка? Это что-то очень личное, духовное интимное, душевное, близкое. Близкое близкие люди, семья… Как же заинтересовать родителей, что можно им посоветовать, показать, объяснить. Знакомство со сказкой должно проходить по схеме: дети- родители- детский сад.
Тема | Задачи | Совместно детско-родительская деятельность |
“Сказка о рыбаке и рыбке” - За большим погонишься – и малое потеряешь - Всякое дело мера красит | На примере сказки дать такие понятия, как смирение- гордость, великодушие- недовольство, бескорыстие-жадность, послушание-своенравие. Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть. | Предложить родителям вместе с детьми придумать и нарисовать заветное желание семьи. |
«Гуси-лебеди» -Придет беда не купишь ума - Кто родителей почитает, тот вовек не погибает | Формировать нравственные представления, как эталоны для различения таких качеств как послушание- непослушание, любовь- эгоизм, безразличие ответственность. | Посоветовать родителям прочитать сказки с подобным сюжетом, например «Аленький цветочек» |
«Стойкий оловянный солдатик» -Живи для людей, поживут и люди для тебя -Каков есть, такова и честь | Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и никем нельзя пренебрегать. Формировать представление о воине, как воплощении верности, стойкости и мужественности. | С родителями или прародителями вспомнить о тех людях, которые были верны, мужественны( участники военных действий , ВОВ) |
«Мороз Иванович», «12 месяцев» -Доброму бог помогает -Худые дела не доведут до добра | Развивать понимание у детей нравственных категорий и качеств личности, таких как: добро- зло, приветливость- грубость, жадность- бескорыстие, трудолюбие- лень. | Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, труде, послушании. Сделать доброе дело, сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость. |
«Муравей и голубка» -За добро плати добром -Ты пожалей- тебя пожалеют -Доброе дело вовек не забудется | Способствовать развитию милосердного и внимательного отношения к людям. | Предложить родителям составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила. |
Как рубашка в поле выросла» -Терпение и труд все перетрут -Кому работа не в тягость, тому доступна и радость | Воспитывать у детей навыки трудолюбия, терпения , аккуратности, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. | Предложить родителям вместе с детьми нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей. |
Хочется чуть-чуть подробнее остановиться на сказках, которые рассказывают перед сном. Напевный, неторопливый строй русских сказок лучше всего подходит, чтобы увлечь, заворожить, успокоить ребёнка.
Рассказывать сказки, петь колыбельные нужно обязательно самому. Для ребёнка важен личный контакт, живой голос. Учёными доказано, что люди общаются не только словами. Огромную часть информации несут интонации, тембр голоса, жесты мимика, а также образы, возникающие у нас в воображении при рассказе.
Самый широко известный пример такого “невербального” общения – это общение матери с ещё не родившимся малышом. Но эта связь никуда не девается и после рождения. Постепенно в неё включаются и другие члены семьи. Ребёнок при общении “считывает” часть информации непосредственно из головы взрослого, т.о. обучаясь соотносить вербальную информацию – слова, звуки, речь с образами и картинами, возникающими в воображении рассказчика. Постепенно ребёнок учится строить свои собственные образы – у него развивается воображение, образное мышление. А ещё такие сказочные образы отвлекают ребёнка от внешнего мира, помогая ему легче перейти в мир снов, становящихся продолжением рассказанной сказки.
Именно поэтому многие книги по воспитанию говорят, что нельзя во время чтения или рассказывания думать о недоваренном супе, размышлять о любимом сериале или новых сапогах. Такое несоответствие слов и образов вредно для ребёнка.
Итак, настало время сказки. Лучше, если вы её знаете наизусть. Можно выучить одну сказку и сделать её вечерней. Просто не рассказывайте её в другое время. Книжка, особенно с картинками, может отвлекать ребёнка.
При рассказывании вечерней сказки, не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении. Если сказка закончилась, можно без перерыва начать рассказывать сначала или с любого удобного места, или начать петь колыбельную.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
В. Берестов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сказка в жизни ребёнка
Очень полезная статья...
сказка в жизни ребёнка
статья для родителей...
СТАТЬЯ "Сказка в жизни ребёнка"
Знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психическ...
Сказка в жизни ребёнка.
Сказка в жизни ребёнка....
"СКАЗКА в жизни ребёнка"
В материале представлена информация для родителей о роли сказки в жизни ребёнка дошкольника. Можно использовать как стендовую информацию Уголка для родителей в рубрике "Советы педагога-психолога"...
Консультация "сказка в жизни ребёнка"
Этот материал буден полезен для родителей и воспитателей детского сада...
Сказка в жизни ребёнка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6884434","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"400","width":"480"}}]]• - Обучение в условиях непосредственно образовательной ...