Консультация для родителей "Своеобразие обучения элементам математики дома"
консультация (подготовительная группа)

Мутьева Лариса Юрьевна

Материалы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Своеобразие обучения элементам математики дома».

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – исследовательской, предметно - манипулятивной, познавательной.

Многие родители интересуются: как можно подготовить ребенка к школе в домашних условиях.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребёнок познаёт в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с родителями и под их обучающим руководством.
Родители также могут создать такие условия дома и при этом быть равноправными участниками в игре, чтобы ребёнок практически мог подтверждать свои предположения, догадки, связанные с математическими представлениями. Именно тогда ребёнок лучше усваивает математические представления и не боится ошибиться.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. Для этого необходимо следующее:

- Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение организуйте таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

- Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

- Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.

- Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Ж. Ж. Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».

- Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.

В дошкольном возрасте необходимо избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.

Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух. Попросите его самого считать предметы вслух. Постоянно считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д.), время от времени спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т. п.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д.

Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало.

Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество.

Сравнивайте игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста. Пусть ваш ребенок сам придумывает сказки с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше - меньше, выше - ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.

Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите малыша, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т. д.

Необходимо знакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Таким образом, в игровой форме малышу прививаются  знания из области математики,  развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать,  а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители.

Играем вместе с детьми

Обучение элементам математики это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

«Счет в дороге»

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

«Сколько вокруг машин?»

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево самое высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

«Мячи и пуговицы»

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

«Далеко ли это?»

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

«Угадай, сколько в какой руке»

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

«Счет на кухне»

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

«Сложи квадрат»

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей и предложите ему составить из них фигуру. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Ссылки на занимательные сайты

http://pochemu4ka.ru - Почемучка

http://udivit-matem.narod.ru/str2.html - Занимательная математика

http://children.kulichki.net - Математические задачи

http://funnymath.ru/ - Занимательная математика

http://www.math-on-line.com - Математика оn-line

http://matemka.ucoz.ru/ - Занимательная математика

http://develop-kinder.com - Развивающие заданий, игры и конкрусы по математике

www.math-on-line.com - каталог развивающих программ по математике.

http://udivit-matem.narod.ru/ - удивительная математика.

http://www.turgor.ru - занимательная математика для начинающих

http://childmath.ru - интересная Математика в младшем дошкольном возрасте

http://smartkids.ru - занимательная математика

http://www.books4all.ru - книги по занимательной математике и арифметике

www.kindereducation.com - Занимательная математика и счет для дошкольников

Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Своеобразие обучения элементам математики дома».

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – исс...

Консультация для родителей «Своеобразие обучения элементам математики дома».

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника...

Консультация для родителей «Своеобразие обучения элементам математики дома»

Предлагаю воспользоваться данной консультацией, надеюсь она поможет многим родителям....

Консультация для родителей «Обучения детей математики дома»

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...

Консультация " Обучение дошкольников математике дома"

Консультация для родителей  «Обучение дошкольников математике дома»...

Консультация " Обучение дошкольников математике дома"

Консультация " Обучение дошкольников математике дома"...

"Обучение дошкольников математике дома"

консультация для родителей...