Консультация для родителей по теме: «Развитие словаря»
консультация (средняя группа)

Кунгаалай Рина Даш-ооловна
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно-представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_slovarya.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей по теме: «Развитие словаря»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно-представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств,отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Ещё одна особенность словаря дошкольника- это значительно меньший его объём по сравнению со словарём взрослого, так как опыт познания ребёнка, и следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.

Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду:

Задачи для развития словаря:

1 обеспечить количественное накопление слов

2 обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Сюда входит: -освоение обобщающего освоения слова

- проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3 активизация словаря.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счёт производимых слов. Словообразовательный уровень языка выступает обобщённым отражением способов образования новых слов.

Развитие словообразования у детей рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей.

Что же нужно использовать для развития словаря?

1 Образование уменьшительно- ласкательных существительных с помощью суффикса – ик

Дом- домик хвост-хвостик

Нос- носик куст- кустик

С помощью суффикса – чик

Забор- заборчик стул- стульчик

Шкаф- шкафчик суп-супчик

А также с помощью суффиксов –к,-ичк, -оньк, -еньк и др.

2 Образование названий детенышей животных и птиц:

- словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:

Гусь- гусёнок- гусята кот- котёнок- котята

Лиса- лисёнок- лисята мышь- мышонок- мышата

- словообразование с чередованием звуков в корне слов:

Волк- волчонок- волчата заяц- зайчонок- зайчата

Орел- орлёнок- орлята лев- львёнок- львята

3 Образование имен от отчества:

Алексеевич- Алексей Иванович- Иван

Образование отчества от имени:

Николай- Николаевич Петр- Петрович

Игры по закреплению словообразования существительных

Игра «Назови ласково»

Воспитатель   предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и мы называем её «куколкой». И вещи её маленькие и мы назовем их ласково: юбочка, кофточка, туфельки,заколочки.

Игра «Что для чего?»

Воспитатель  предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе ( хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб- в хлебнице, сахар- в сахарнице)

Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детёнышей.

Логопед или воспитатель задает загадку. Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Хвост пушистый- краса!

А зовут её… лиса

-А как называют детёнышей лисы? (Лисята)

Игра «Знакомство с профессиями»

(по картинкам)

-Кто носит багаж? ( Носильщик)

- Кто вставляет стекла? (Стекольщик)

- Кто работает на кране? (Крановщик)

Игра «Ассоциации»

Взрослый произносит слово, а ребёнок говорит слово, которое пришло ему в голову. Слова называются по одному.

Примерный перечень слов:

Стул, стекло, машина, карандаш.

Злой, сонный, красный.

Стоит, кружится, поёт.

Быстро, далеко, весело.

Игра «Четвёртый лишний »

Даются картинки- назвать что лишнее и почему. Например:

Кот, собака, белка, СОВА.

Мама, брат, сестра, СОСЕДКА.

Игра «Один- много»

Взрослый бросает ребёнку мяч,называя слово, а ребёнок ловит, бросает обратно, называя слово во множественном числе:

Стол- столы пень- пни

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленушка» с.Шуурмак

 Игра- развлечение «Угадай мелодию»

 

                 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Обогащаем словарь дошкльников"

Представленные игры и упражнения предназначены для развития словаря детей в домашних условиях....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ»Учитель – логопед:  ЗИМИНА И. А.Работа по обогащению, закреплению и активизации сло­варя занимает значительное место в общей систе...

Презентация на тему "Развитие словаря- одна из основных задач коррекции речевого развития дошкольников"

Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ и знакомит с основными направлениями   и приёмами  коррекционной работы по формированию словарного запаса. ...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Семинар-практикум для родителей по теме: "Развитие и обогащение словаря ребенка".

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....