Консультация для родителей по теме: «Развитие словаря»
консультация (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_slovarya.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме: «Развитие словаря»
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно-представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств,отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Ещё одна особенность словаря дошкольника- это значительно меньший его объём по сравнению со словарём взрослого, так как опыт познания ребёнка, и следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.
Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду:
Задачи для развития словаря:
1 обеспечить количественное накопление слов
2 обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Сюда входит: -освоение обобщающего освоения слова
- проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
3 активизация словаря.
Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счёт производимых слов. Словообразовательный уровень языка выступает обобщённым отражением способов образования новых слов.
Развитие словообразования у детей рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей.
Что же нужно использовать для развития словаря?
1 Образование уменьшительно- ласкательных существительных с помощью суффикса – ик
Дом- домик хвост-хвостик
Нос- носик куст- кустик
С помощью суффикса – чик
Забор- заборчик стул- стульчик
Шкаф- шкафчик суп-супчик
А также с помощью суффиксов –к,-ичк, -оньк, -еньк и др.
2 Образование названий детенышей животных и птиц:
- словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:
Гусь- гусёнок- гусята кот- котёнок- котята
Лиса- лисёнок- лисята мышь- мышонок- мышата
- словообразование с чередованием звуков в корне слов:
Волк- волчонок- волчата заяц- зайчонок- зайчата
Орел- орлёнок- орлята лев- львёнок- львята
3 Образование имен от отчества:
Алексеевич- Алексей Иванович- Иван
Образование отчества от имени:
Николай- Николаевич Петр- Петрович
Игры по закреплению словообразования существительных
Игра «Назови ласково»
Воспитатель предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и мы называем её «куколкой». И вещи её маленькие и мы назовем их ласково: юбочка, кофточка, туфельки,заколочки.
Игра «Что для чего?»
Воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе ( хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб- в хлебнице, сахар- в сахарнице)
Игра «Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детёнышей.
Логопед или воспитатель задает загадку. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Хвост пушистый- краса!
А зовут её… лиса
-А как называют детёнышей лисы? (Лисята)
Игра «Знакомство с профессиями»
(по картинкам)
-Кто носит багаж? ( Носильщик)
- Кто вставляет стекла? (Стекольщик)
- Кто работает на кране? (Крановщик)
Игра «Ассоциации»
Взрослый произносит слово, а ребёнок говорит слово, которое пришло ему в голову. Слова называются по одному.
Примерный перечень слов:
Стул, стекло, машина, карандаш.
Злой, сонный, красный.
Стоит, кружится, поёт.
Быстро, далеко, весело.
Игра «Четвёртый лишний »
Даются картинки- назвать что лишнее и почему. Например:
Кот, собака, белка, СОВА.
Мама, брат, сестра, СОСЕДКА.
Игра «Один- много»
Взрослый бросает ребёнку мяч,называя слово, а ребёнок ловит, бросает обратно, называя слово во множественном числе:
Стол- столы пень- пни
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Аленушка» с.Шуурмак
Игра- развлечение «Угадай мелодию»
2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме "Обогащаем словарь дошкльников"
Представленные игры и упражнения предназначены для развития словаря детей в домашних условиях....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.
Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ»Учитель – логопед: ЗИМИНА И. А.Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей систе...
Презентация на тему "Развитие словаря- одна из основных задач коррекции речевого развития дошкольников"
Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ и знакомит с основными направлениями и приёмами коррекционной работы по формированию словарного запаса. ...
Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"
Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"...
консультациядля родителей на тему День космонавтики
консультация для родителей День космонавтики...
Семинар-практикум для родителей по теме: "Развитие и обогащение словаря ребенка".
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....