ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ (консультация для родителей)
консультация (подготовительная группа)
Родителям детей, которые готовятся стать первоклассниками, необходимы знания о том, что такое психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Так как часто родители имеют смутное представление об этом вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkolnomu_obucheniyu.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
(консультация для родителей)
Ребёнок окончил детский сад. Закончился очень важный и ответственный период – дошкольное детство. Многие родители считают, что в этом возрасте вопрос о готовности ребёнка к школьному обучению уже решился сам собой. И зачастую бываю очень разочарованы, когда слышат от специалистов, что их ребёнок не подготовлен к школе. Ведь, как правило, под готовностью к школе они понимают умение ребёнка читать, считать. И это, безусловно, очень важно.
Но есть ещё одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической готовностью ребёнка к школьному обучению. Но, к сожалению не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с психологической готовностью ребёнка к школе.
Психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Что же такое психологическая готовность? По каким признакам определить психологическую готовность ребёнка к школе?
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций.
Психологи выделяют несколько основных составляющих психологической готовности ребёнка к школьному обучению:
1. Личностно - социальная
2. Эмоционально – волевая
3. Интеллектуальная
4. Мотивационная
Рассмотрим каждую подробнее.
Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками, умеет контролировать себя и ставить какие-то ограничения.
Многие современные дети, к сожалению, оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Им трудно построить диалог с учителем, с одноклассниками. Они не могут сосредоточиться на выполнении домашнего задания, если их сверстники и друзья в это время играют за окном.
Очень часто отсутствие данного компонента психологической готовности ребёнка к школе влияет на способность работать в паре. Особенно это ярко выражено у детей «домашних», не посещавших дошкольные учреждения, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками – в том числе, и опыта урегулирования конфликтных ситуаций и принятия совместных решений.
У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо давать ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. «Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что ребёнку предстоит жить в коллективе, и поэтому необходимо иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».
Для формирования социально-личностной готовности ребёнка к школе очень важно формировать у него адекватную самооценку. Ребёнок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других. И то, и другое возможно создаст ему проблемы при обучении в школе.
Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения.
Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.
Часто бывает так, что ребенок, до школы успешно занимавшийся с педагогом подготовительными занятиями, в школу ходить отказывается и уроки учить тоже. В чем же дело? Дело все в разных формах занятий в школе и дома. Если дошкольные занятия проходят в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться скучной и неинтересной.
Конечно, многое в этом случае зависит от педагога, но и родителям не надо сидеть сложа руки, ожидая, что эмоционально-волевая готовность ребенка к школе придет сама. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.
Необходимо заранее подготавливать ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.
Интеллектуальная готовность это определённый уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения ребёнка в школе. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать.
Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности ребенка к школе, можно подумать, что это то самое умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем.
К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого он должен уметь не просто задавать бесконечные «почему?» взрослым, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.
Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.
Что касается аналитического мышления, также крайне важного для формирования психологической готовности ребенка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если ударить игрушкой по мягкому ковру – он развивает свое аналитическое мышление.
Чтобы проверить уровень развития памяти у дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.
Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанные на карте клад.
Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.
Мотивационная готовность это наличие правильно сформированной мотивации к обучению в школе.
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
- к школе;
- учителю;
- к учебной деятельности;
- к самому себе.
Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить ребёнка на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.
Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, необходимо давать ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.
Получается, что психологическая готовность к школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребёнка в детском саду и в семье. Это итог всей дошкольной жизни ребёнка. И поэтому готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!
Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Психологическая готовность детей к школе Консультация для родителей
консультация для родителей...
"В чём состоит психологическая готовность ребёнка к школе" Консультация для родителей
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать ...
Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка....
Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей
Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Психологическая готовность ребёнка к школе. Как помочь ребенку настроиться на школьное обучение».
Уважаемые родители!Еще немного, и ваш ребенок пойдет в школу, в первый класс. Это очень волнительное событие и для ребенка, и для родителей. Дополнительно ко всему у родителей возникает масса волнений...