Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Мордовии
консультация (старшая группа)

Игонина Татьяна Алексеевна

Ознакомление с мордовским декоративно-прикладным и изобразительным искусством подразумевает воспитание устойчивого интереса к произведениям мордовского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dekorativno-prikladnoe.docx357.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 комбинированного вида»

Консультация

для воспитателей и родителей

«Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Мордовии»

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

ИГОНИНА Т.А.

г.о. Саранск

Ознакомление с мордовским декоративно-прикладным и изобразительным искусством подразумевает воспитание устойчивого интереса к произведениям мордовского народа.

https://turizmrm.ru/assets/images/news/itm2.jpg

Мордовское народное искусство представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры. Она развивалась в тесных контактах и во взаимодействии с культурами других народов, прежде всего с русской. Прежде всего, это касается мотивов орнамента и образов в изобразительной пластике. Это образы коня, утицы, процветающей ветви, всегда бывшие в центре поэтических народных представлений, восходящих к языческой древности, к культу деревьев и воды, к культу обожествляемой природы, частью которой чувствовал себя человек.

Мордва – исконные жители лесного края - были издревле знакомы с художественной обработкой дерева. Об этом свидетельствует система резных украшений мордовского дома. Из различных бытовых предметов наибольшей художественной обработке подвергался ларь – долбленая кадушка высотой 60-90 см, диаметром 40-70 см, предназначавшаяся для приданного. Орнамент этого предмета имеет ритуальное значение. Солярный знак в виде лучистых кругов – неотъемлемая часть мордовского орнамента. А скульптурная резьба, где преобладает фигура коня – олицетворение солнечной силы, как у восточных славян, был в центре народный символик. В традиционном быту была распространена утварь, напоминающая по силуэту птицу, плывущую по воде, чаще всего – утку. Солонка с таким изображением обрабатывалась особенно тщательно и имела символическое значение прибыли дому. Резной же узор мордвы тяготеет к геометрическому орнаменту, по-прежнему и сегодня устойчиво сохраняется старинный зубчатый орнамент.

Ювелирное искусство мордвы представлено всевозможными украшениями из меди и ее сплавов, реже из золота и его сплавов. Поделочные материалы мастера получали «на обмен» с юга. По технике исполнения ювелирные изделия не отличались от украшений, сделанных мастерами других народов. Мордовские ювелиры в совершенстве владели различными техническими приемами: литье, пайка, сплющивание металлических листов, штамповка, чеканка, ковка. Украшения были частью ансамбля мордовского костюма.

Наиболее ярким выражением форм народной культуры является национальный костюм. У мордвы он насыщен цветом, включаем много украшений из металла, бисера, бус, представляет собой красочный, звенящий ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с песенным фольклором. Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, поистине ювелирное искусство. Дети должный знакомиться с частями мордовского костюма, знать их названия: головной убор (панго, застёжка (сюнгам, пояс (пулай, различать характерные особенности у эрьзян и мокшан. Мордва может гордиться своим костюмом, с которым по красочности может соперничать разве только индийский.

Возникновение искусства керамики на территории Мордовии археологи относят к IV тысячелетие до нашей эры. Это были остродонные глиняные горшки. Их делали для удобства помещения в простейший очаг меж трех камней. В эпоху бронзы появляются горшки с плоским дном. К средине I тысячелетия гончары умели делать и цедилки, и сковородки. Глина применялась и для детских игрушек. Горшки имели насеченный орнамент по венчику. На отдельных сосудах встречаются изображения животных, человеческих фигур, а также крестовидные знаки – символ соединения небесного и земного огня. В эпоху НТР стал теряться это очень важный вид народных промыслов. Потребность в экологически чистой посуде возродила гончарное искусство на Рузаевском комбинате строительных материалов. Сейчас изготовление керамики механизировано, оно стало менее трудоемким, но исчезла теплота рукотворности. При росписи изделий из керамики используется мордовский национальный орнамент.

Зарождение и развитие профессионального изобразительного искусства в Мордовии относится к началу 30-х годов прошлого века. Оно связано, прежде всего с именами хорошо известных мастеров кисти и резца Ф. В. Сычкова и С. Д. Эрьзи. Благодаря Сычкову и его творчеству, мы располагаем уникальной коллекцией картин, рассказывающей о мордве в первые годы Советской власти, когда совершался в экономике и культуре. Знаком детей с творчеством нашего земляка можно проследить все жанровое разнообразие произведений живописца. А сама жизнь Федора Васильевича может служить великолепным примером истинного патриотизма и служения своей малой Родине, давшей ему жизнь.

Наиболее своеобразно и ярко воплотился национальный гений в творчестве С. Д. Эрьзи. Детям предлагаются понятные для их понимания произведения, из которых они получат представление о созданных скульптором женских мифологических образах, о материалах, из которых выполнены скульптуры, об их влиянии на характер образа.

Поиски мордовских художников традиционно связаны с жизнью села. Причем каждый в силу своей индивидуальности находят для изображения этой темы свои образы и используют свои личные приемы. Дети знакомятся с произведениями живописи современных мордовских художников. Они должны знать имена: Мухина А. А., Попкова В. А., Хрымова В. Д., Родионова А. А., Шанина М., Жидкова А., Мисюры А. Знакомясь с картинами, они могут увидеть неповторимость изображения природы в разные времена года разных художников, красоту родного города, села, жизнь и быт, людей. Это все способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное.

Знакомя детей с культурным наследием родного края. Мы учим не только любить и понимать прошлое, мы учим их беречь и хранить настоящее, и, конечно, думать о будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом победителя в Международном конкурсе декоративно-прикладном творчестве и изобразительного искусства "День Победы глазами детей"

Диплом победителя в Международном конкурсе декоративно-прикладном творчестве и изобразительного искусства "День Победы глазами детей"...