Консультация для родителей младше-средней группы 4 года: что должен уметь ребёнок
консультация (младшая, средняя группа)
Что должен уметь ребёнок к 4 годам: среднестатистические данные в помощь родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_goda_chto_dolzhen_umet_rebyonok.docx | 679.39 КБ |
Предварительный просмотр:
4 года: что должен уметь ребёнок
Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:
- ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
- нанизывает бусины средней величины на нитку;
- завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
- учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
- проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
- обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
- из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.
Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.
Внимание и память
Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:
- ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
- запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
- быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
- узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
- повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
- находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
- находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
- собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
- называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
- повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
- посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.
Мышление
Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:
- С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
- Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
- Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
- Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
- Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
- Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
- Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
- Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
- Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.
Развитие речи
Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:
- четко произносит гласные и согласные звуки;
- умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
- составляет связный текст до 6 предложений;
- с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
- называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
- называет свой возраст, домашний адрес;
- различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
- использует единственное и множественное число;
- не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
- в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.
Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.
Физическое развитие
В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:
- ребенок хорошо и быстро бегает;
- без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
- прыгает в высоту и длину;
- кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
- подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
- преодолевает препятствия на пути.
Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.
Эмоциональное развитие
Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:
- распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
- по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
- может признать свою вину и попросить прощения;
- выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.
В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.
Бытовые навыки
Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.
Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.
Социальная адаптация
Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.
В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят апплодисменты и похвалу.
Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Как помочь ребёнку не стесняться»
Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления стеснительности....
Консультация для родителей во второй группе раннего возраста "Как помочь ребёнку легче адаптироваться к детскому саду"
Детский сад - новый этап в жизни ребёнка. Для малыша это первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей все дети воспринимают по разному. Данная консультация поможет родите...
Консультация для родителей в старшей группе на тему" как научить ребёнка вырезать ножницами"
Консультация для родителей в старшей группе на тему "Как научить ребёнка вырезать ножницами" ...
Консультация для родителей в подготовительной группе ДОУ «Какая мама нужна ребёнку»
quot;Какая мама нужна ребёнку"....
Консультация для родителей для 2й младшей группы. Тема ;«Что должен уметь ребёнок 3–4 лет»
1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .3...
Консультация для родителей по теме «В каком возрасте должен заговорить ребёнок и что делать, если этого не происходит?»
Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дал...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей воспитанников средней группы «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового по...