Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
консультация (младшая группа)
Роль пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук, их разнообразие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры на развитие мелкой моторики рук | 480.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области
"Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук".
Воспитатель:
Оберемко Е.А
"Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук".
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В.А. Сухомлинский.
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
-повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии ребенка.
-заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству.
-познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики.
. Мы все знаем, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Предлагаю вам рассмотреть подробно все эти вопросы.
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики ребенка, но и один из вариантов общения с близкими ему людьми. Через прикосновения, речевое и эмоциональное воздействие в форме пальчиковой игры Мы можем помочь ребенку активно развиваться, укрепить мышцы, развить речь, эмоциональную сферу и интеллектуальные способности, а также наладить более тесный контакт с окружающим миром.
В пальчиковые игры можно играть не только в течение дня, но и перед сном в кровати, поскольку они сочетают в себе элементы расслабляющего массажа и колыбельную. Пальчиковые игры помогут избежать капризов и создадут ребенку спокойный настрой. Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству. Ребенок пробудет придумывать новые образы и движения. С возрастом игры усложняются, дети могут разыгрывать пальчиками театральные сценки или даже целые спектакли.
Перед началом игры необходимо создать положительный эмоциональный настрой. Игру не проводят холодными руками. Руки можно согреть, интенсивно растерев ладони. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до подходящего времени. Необходимо запастись терпением и не пытаться «давить» на ребенка, добиваться от него выполнения очень четких действий. Это может отбить у него интерес к игре.
Правила работы:
- пальцы обеих рук следует нагружать равномерно;
- после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять (например, трясти кистями);
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму.
При выполнении каждого упражнения, нужно стараться вовлечь все пальчики, упражнения выполнять движения как правой, так и левой рукой, когда ребёнок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кистей и пальцев рук.
Роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование совершенствование тонкой моторики- кисти и пальцев рук.
Предлагаю несколько игр и упражнений на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Самое простое упражнение – это пассивная гимнастика (массаж и самомассаж пальцев рук)
Простейший метод – массаж (поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью). Поглаживание проводят медленно и плавно. Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Массаж и самомассаж с использованием специального мячика с шипами необходимо выполнять движениями по спирали от центра ладони к кончикам пальцев. Массажный мячик должен быть твердым, тогда воздействие будет максимальным. В комплексе по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук
предлагается самомассаж с «ребристым» карандашом (ручкой) и катушкой из-под ниток.
1.Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.
Пальчиковая гимнастика играет немалую роль в общем развитии ребёнка. Это, прежде всего развитие речи, артикуляционного аппарата, внимания, памяти. Вместе с тем, это тренировка и укрепление мелких мышц и кисти руки, которое способствует более легкому освоению приёмов рисования, письма, игр на музыкальных инструментах и т.д. Выполняя упражнения для пальчиков, дети разучивают и запоминают забавные стихи, прибаутки, учатся рассказывать их выразительно, эмоционально, развивается чувство ритма, формируется понятие звуковысотности, интонационной выразительности, умение владеть своим голосом. Упражнение всегда носит игровой характер. Овладев упражнениями пальчиковой гимнастики, ребенок сможет «рассказать» руками целые истории.
Пальчиковый театр и пальчиковый театр теней.
Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в удивительную игру, помогает укреплять и развивать речевой аппарат. Простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. У перчаточной куклы основанием служит перчатка, голову делает из папье - маше или шьют из ткани.
Театр теней – это замечательная игра. Хорош он тем, что для него не нужно никакого оборудования, кроме своих рук и фантазии. Самое привлекательное в театре теней – возможность поиграть спонтанно, без подготовки, по настроению.
Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Игры с крупой и камнями.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
Пересыпаем крупу при помощи стана, ложки и др.
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Ребенка можно увлечь полезным для развития мелкой моторики занятием - выкладыванием камешков по заданным линиям.
Рисование манкой.
Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка"), можно положить манку ненадолго в холодильник.
Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций!
Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с ребенком рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д. В манкографии можно рисовать с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики.
Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.
Игры-шнуровки развивают тактильную чувствительность, сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, осязание у ребенка, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», формируют навыки шнуровки развивают творческие способности. В играх со шнурованием так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что, в свою очередь, влияет на формирование и становление речи. Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, например « мозаика, конструкторы «лего», манипуляция с мелкими предметами .
Су-джок-терапия
Су-джок - терапия - это последнее мировое достижение восточной медицины. «Су» по-корейски - направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Использование такого вида массажа способствует повышению физической и умственной работоспособностью детей.
Лепка из пластилина или глины
Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.
Особо место в развитии графическом моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандаша.
Сегодня мы познакомились с малой частью того, чем можем развивать мелкую моторику ребёнка дома. Включить свою фантазию, пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
А так же вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую нотку, например: «Как интересно!», «Какой ты молодец, у тебя все получается!» «Давай помогу!».
Помните, чтобы мы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении!
Литература:
1 Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и
педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
2 Белая А.Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
3 Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4 Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5 Кислинская Г.А. Гениальность на кончиках пальцев - Генезис, М – 2008;
6 Навицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры.
Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
7 Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3
месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание»,
2008;
8 Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007;
9 Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь.
Москва: «Рипол плассик», 2008;
10.Янушко-Мозаика Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего
возраста (1-3 года), - Синтез, 2010
11.Интернет ресурсы.
https://gotovluskshkole.ru/zanyatiya/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
https://www.maam.ru/detskijsad/-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitija-doshkolnikov-grupa-ranego-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика?» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые ребенок должен усвоить. А для этого нужно позаботиться о с...
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....