Консультация «Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве»
Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.
Ориентация в пространстве, казалось бы, является чисто математическим, но в процессе работы по ознакомлению ребёнка с пространством решаются следующие задачи;
- освоение ребёнком ориентировки на собственном теле;
- ориентировка на внешних объектах (на любых предметах, на человеке).
- ориентировка по основным пространственным направлениям;
- формирование понимания пространственных отношений между предметами;
- ориентировка в помещении
- осознание себя в окружающем мире;
- развитие словарного запаса по пространственному ориентированию;
Обучение детей ориентировке в пространстве проходит в разных возрастных группах.
У дошкольников часто наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». Кроме того, дети испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»).
Если ребенок не овладеет умением анализировать взаимное расположение предметов в пространстве, то ему будет сложно запомнить правильное начертание букв, ориентироваться на листе бумаги.
Желательно, чтобы родители чаще спрашивали о том, что ребенок видит справа или слева от себя, какой формы предмет, который он держит в руках, употребляли в своей речи слова «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий» и требовали того же от ребенка.
Для начала проверьте, знает ли ребенок и может ли правильно назвать части тела.
Попросите ребенка назвать, нарисовать геометрические фигуры, затем спросите, что бывает круглым, овальным и т.д. Попросите определить форму предметов, находящихся в комнате.
Вокруг нас много предметов, которые отличаются не только по форме, но и самыми разными признаками. Отыщите такие предметы исравните их, старайтесь употреблять точные прилагательные (высокий - низкий, длинный - короткий, легкий – тяжелый, а не только большой-маленький.)
Где бы не находились (в комнате, на улице, в магазине) предложите ребенку определить положение предметов относительно ребенка: что находится справа, слева от него, впереди, позади.
Если ребенок нарисовал картинку, предложите дорисовать какие-либо детали, точно укажите их местоположение на рисунке (над высокой елью, между елью и кустом и т.д.)
Полезны такие игры как пазлы, мозаика, конструктор, особенно, если ребенок делает постройку по предложенной схеме, плану.
Дети седьмого года жизни сами могут рисовать схемы пути, планы, в том числе, используя условные обозначения. Помогите ребенку нарисовать план комнаты или всей квартиры. Потом можно и поиграть. Спрячьте игрушку, а на плане отметьте ее местонахождение, пусть ребенок ее найдет.
1.«Кто правильно назовет»
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
2. Найди место
Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.
Оборудование: цветные ленты, игрушки.
Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку — в середине,
мишку — в ближнем правом углу и т.п.
3. Регулировщик
Пусть ребенок будет регулировщиком уличного движения. Дайте ему полосатый жезл регулировщика, который несложно изготовить из свернутого в трубку листа картона и цветной бумаги. Вы возьмете в руки игрушечный руль и будете водителем автомобиля. Ребенок, стоя в центре комнаты, будет указывать вам направление жезлом и подтверждать его словесными командами: Направо! Налево! Вперед! Назад. По команде вы движетесь в заданном направлении, иногда допуская «ошибки», которые регулировщик должен отметить и исправить.
4. Все на месте
Попросите ребенка помочь вам навести порядок дома. Попросите его разложить вещи на места. Руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т. п.
5. Робот
Предложите ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением. Вы будете подавать ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.
6. Репка
Рассмотрите вместе с ребенком картинку к известной сказке «Репка». Расспросите ребенка, какое место на картинке занимает каждый из героев сказки по отношению к другим? Кто (что) находится впереди (позади) деда, бабки, внучки, жучки, кто между кем, кто к кому ближе, дальше.
7. ИГРУШКИ ПРИШЛИ В ГОСТИ
(Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой из двух детей) .
Дидактическая задача. Учить детей располагать игрушки по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами .
Материал. Крупные игрушки : матрешка, кукла, собачка, мишка.
Ход игры. Педагог говорит : «К нам в гости пришли матрешка, кукла, собачка и мишка. Давай познакомимся с ними». (Педагог дает ребенку в руки поочередно каждую игрушку) . «Чтобы гости не скучали, поиграй с ними» , - говорит педагог. Затем педагог предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо : «Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь сзади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя». После выполнения ребенком этой части игры педагог задает ему вопросы : «С какой стороны от тебя находится мишка?» , «С какой стороны от тебя кукла?» , «С какой стороны от тебя матрешка?» , «С какой стороны от тебя находится собачка?» . После этого, педагог просит ребенка рассказать гостям какое - нибудь стихотворение, загадать загадку гости отгадывают ему загадки.
Примечание. Игра проводится неоднократно с увеличением числа игрушек (до 4-5, располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить сосчитать игрушки : «Сколько всего игрушек пришло к тебе в гости?» , «С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?», «С каких сторон от тебя игрушек поровну?» .
8. НАЙДИ ИГРУШКИ .
(Игра проводится индивидуально) .
Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться в заданных направлениях, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами .
Материал. Крупные игрушки (3-5 и больше) .
Ход игры. Педагог говорит ребенку : «Сегодня ты поучишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. (Педагог помогает ребенку внимательно обследовать игрушки с помощью зрения и осязания). «Закрой глаза, я спрячу игрушки (прячет игрушки) . Открой глаза. Чтобы найти игрушки, надо внимательно слушать, куда, в каком направлении идти. Иди, куда я скажу : Иди впереди до шкафа. Поверни направо от себя, Иди до стола. и т. д.» Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать , в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (например, в шкафу, под стулом и т. д.) . Игра заканчивается, когда ребенок найдет все игрушки.
9. Найди магнит
Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
10. Синхронное плавание
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.