Развитие координации движений у детей дошкольного возраста.
консультация

Консультация для родителей.Предлагаются упражнения без предмета и с предметами на развитие координации движений для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие координации движений у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей.

Современная жизнь оказывает большое влияние на физическое и психическое  развитие  детей. Плохая экология, недостаток свежего воздуха, низкая двигательная активность приводят к различным заболеваниям. Чаще всего мы наблюдаем нарушение координации движений, осанки и развитие плоскостопия у дошкольников. В этом возрасте у ребенка происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также дошколенок приобретает знания, умения и навыки для выполнения упражнений на координацию. Кроме этого происходит развитие физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы. Основным методом оценки развития координации движений служит метод наблюдения. Как быстро и легко ребенок может координировать свои движения? Дети с нарушением координации не любят бегать, прыгать, быстро утомляются, движения у них неуклюжие.

Что такое координация? Координация – это умение ребенка выполнять и строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро его перестраивать.

Координация позволяет согласованно производить каждое движение, соединяя отдельные части движений в цельное двигательное действие.

Давайте, для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?

Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.

Мозжечок

Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно в 6 мес. от рождения, в год и 2-3 месяца развитие мозжечка ослабевает и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.

Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша:  в 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.

Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.

Вестибулярный аппарат

Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.

Вестибулярный аппарат — это основа человеческого прямо хождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».

Коррекционная направленность упражнений состоит в формировании движений рук и ног, усвоении детьми различного ритма, согласованности действий рук и ног, что является основным критерием координации движений. Важное значение имеет наглядная информация. Каждый комплекс включает 6-8 упражнений по длительности 5-6 минут.

Упражнения на развитие координации движений:

1.Потягивание.

И. п. –основная стойка.

1-2- поднять прямые руки через стороны вверх, отставить левый носок влево.

3-4- исходное положение.

1-2- поднять прямые руки через стороны вверх, отставить правый  носок вправо.

3-4- исходное положение. Выполнить 4-6 раз. Следить за дыханием.

2.»Запомни- повтори».

И. п. – ноги вместе, руки к плечам.

1- правая  рука в сторону, левая рука вверх.

2 -и. п.

3 - левая рука в сторону, правая рука вверх.

4 – и. п. Выполнить 6-8 раз.

Второй вариант.

И. п.- ноги вместе, руки к плечам.

1- правая рука вперёд, левая рука вверх.

2- и. п.

3- левая рука вперёд, правая рука вверх.

4- и. п. Выполнить 6-8 раз.

3. «Нарисуй круг».

И. п.- ноги вместе, руки вверх.

1-2- правая рука рисует круг вперёд, левая рисует круг назад одновременно.

3-4- и. п. Повторить 6-8 раз. Следить за локтями, не сгибать.

4. «Замок».

И. п. –стойка ноги врозь, правая рука вверх, левая вниз.

1-2- согнуть руки в локтях, соединив пальцы рук в «замочек».

3-4- и. п., левая рука вверх, правая вниз.

Выполнить это же упражнение, повторить 4-6 раз. Делать без резких движений.

5. Упражнение «Цапля».

И. п.- основная стойка (ноги вместе, руки вниз). Поднять правую ногу вперед, согнутую в колене, под углом 90 градусов, руки в стороны. Не теряя равновесия, стоять на прямой опорной ноге в течение 12 секунд. Повторить это же задание на другой ноге.

6. Упражнение «Переложи мяч».

И. п. –ноги вместе, мяч в правой руке внизу.

1-2- подняться на носки, руки через стороны поднять вверх, переложить мяч над головой в левую руку.

3-4- и. п. Повторить 6-8 раз. Руки не сгибать, мяч не терять.

7. Упражнения «Отбей - поймай», «Подбрось – поймай».

И. п. – стойка ноги врозь, мяч в двух руках. Удар мяча в землю или в пол, ловля двумя руками. Подбросить мяч над головой, поймать двумя руками. Выполнить 10 раз.

8. Упражнение с мячом на веревочке.

И. п. – ноги вместе, мяч держим за веревку с двух сторон.

Отбиваем мяч коленом правой, а затем левой ноги, поочередно. Выполняем 6-12 раз. Это задание направлено на развитие координации движения, ловкости, точности.

Упражнения на формирование правильной осанки.

Консультация для родителей.

Дошкольный возраст – важный этап жизни ребёнка, когда идёт интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата костного скелета, суставов, связок и мышц. У деток не закреплены естественные изгибы позвоночника, и важно следить за осанкой и положением ребенка тела во время ночного и дневного сна. Именно в этом возрасте специалисты начинают обнаруживать сколиозы, кифозы, прочие нарушения.

Что такое осанка? Осанка – умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, стоя, при ходьбе, во время игр.

Неправильная осанка в детском возрасте достаточно распространенное явление, которое может приводить к деформации позвоночного столба в процессе роста ребенка. Поэтому очень важно, чтобы с самого детства у человека формировалась правильное положение спины. Правильная осанка способствует нормальной деятельности внутренних органов, создает хорошие условия для дыхания, что обеспечивает равномерное поступление воздуха в носоглотку. Кроме того, с ровной спиной ребенок будет чувствовать себя уверенней.

Причины нарушения осанки

Деформация позвоночника у детей может быть как врожденным, так и приобретенным явлением. К врожденным относят:

Родовые травмы;

Неправильная постановка головы у новорожденных (кривошея);

Неправильное развитие тканей, органов и частей тела (дисплазия);

Аномалии при внутриутробном формировании позвоночного столба.

В большинстве своем неправильная осанка является приобретенной. Причинами искривления считают:

Избыточная масса тела;

Малоподвижный образ жизни (дети мало гуляют на свежем воздухе, не занимаются физическими упражнениями);

Слаборазвитая мускулатура;

Неудобная мебель (слишком низкий стул, высокий стол, мягкий матрас);

Неправильная поза за столом.

Как только родители обнаружили, что поза ребенка становится неестественной, нужно немедленно решать эту проблему. В дальнейшем исправить положение спины будет все труднее.

.Для профилактики нарушения осанки используются следующие упражнения:

-без предмета;

-с предметами (мячи, гимнастическая палка, обручи).

Мы предлагаем вашему вниманию упражнения на формирование правильной осанки у детей с гимнастической палкой.

1. Повороты туловищем.

И.п.- стойка ноги врозь, руки с палкой на плечи, хватом сверху на уровне плеч.

1-2- поворот вправо, 3-4-исходное положение.

5-6- поворот влево, 7-8- исходное положение. Повторить 6-8 раз. Следить за осанкой.

2.Наклоны туловищем.

И.п.- стойка ноги врозь, палка за спиной на локтях.

1- наклон вправо, 2-исходное положение.

3-наклон влево, 4- исходное положение. Повторить 6-8 раз.

3. Приседания.

И. п.- ноги вместе, палка за спиной на локтях. Выполнить 10 раз.

 

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей.

 Для детей дошкольного возраста противопоказаны слишком большие нагрузки  на нижние конечности, поскольку процесс окостенения хрящевой ткани еще не окончен. В связи с тем, что связки  и мышцы довольно слабые, а хрящевая ткань не до конца окостенела, возможны деформации стоп, что приводит к плоскостопию. Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма ребенка.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ?

Плоскостопие - изменение формы стопы, которое характеризуется опущением ее продольного и поперечного свода. Наша задача - укрепить мышцы, сохраняющие свод стопы.

Причинами плоскостопия могут быть:

- раннее вставание и ходьба;

- избыточный вес;

- генетическая предрасположенность;

- травмы стопы;

- длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;

- плохо подобранная обувь;

- перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);

- недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Признаки плоскостопия.

- быстрая утомляемость ног;

- к вечеру возможное появления отека стоп, которого не будет утром;

- ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах;

- быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы;

- ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;

- стопа имеет неправильную форму или становится шире;

Последствия плоскостопия:

Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника. Отрицательно влияет на функции позвоночника, а следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшем возрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Основу профилактики составляет: укрепление мышц, сохраняющих свод стопы, ношение правильно подобранной обуви, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главное средство профилактики плоскостопия - специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени, проведение специальных упражнений, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: деревянных палочек, мешочков с песком, верёвок, мячей, ткани.

Предлагаю освоить на практике некоторые упражнения для профилактики плоскостопия.

Ходьба по «дорожкам  здоровья», которую можно сделать в домашних условиях, находясь на даче. Песочек, карандаши, вода в тазике, пуговицы, шишки, желуди, камешки мелкие. Ребенок с удовольствием будет выполнять ходьбу по различным поверхностям, получая оздоровительный эффект.

Упражнение «Переложи предмет». Пальцами ног захватывается карандаш и переносится в другое место. Кроме этого можно использовать ткань, бумагу, пуговицы, различные мелкие предметы.

Здоровье детей – заслуга в первую очередь родителей. А наша задача помочь развить и сформировать те основные движения (ходьбу, бег, лазание, действия с предметами), которые дети должны уметь выполнять и получать от этого заряд бодрости и хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и координации движений слабослышащих детей дошкольного возраста

Проблема развития речи и координации движения у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом связана с тем, что эти компоненты являются основными при организации коррекционно-педагогической работы с...

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Развитие координации движений у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом.

В данной работе представлены практические материалы для организации совместных игр детей и родителей с мячом....

Консультация для родителей по развитию координации движений у детей дошкольного возраста

Консультация и тест для родителей по развитию координации движений у детей дошкольного возраста...

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие координации движений у детей дошкольного возраста.

Подвижные игры и  игровые упражнения на развитие координации движений  у детей дошкольного возраста....

Развитие координации движений у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях.

Развитие координации движений у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях.СОДЕРЖАНИЕ:Оглавление. Теоретическое обоснование проблемы: Определение координации движений.Развитие пространс...