Семинар для родителей «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»
статья

Абрамова Анна Владимировна

Цель: научить родителей видеть причины детской лжи и правильно реагировать на проявление подобного поведения у своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_lektsii_detskaya_lozh.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей

 «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»

Педагог-психолог ГБДОУ

Детский сад №81 Калининского района

г. Санкт-Петербург

 Абрамова Анна Владимировна

Цель: научить родителей видеть причины детской лжи и правильно реагировать на проявление подобного поведения у своего ребенка.

                                                                                                                        

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) показать родителям, что ложь имеет не только моральные, но и психолого-педагогические корни;

2) познакомить родителей с причинами возникновения детской лжи;

3) показать способы решения проблемы детской лживости в зависимости от причины ее возникновения;

4) выработать способы коррекции поведения и оказания помощи своему ребенку.

Тезисы:

  1. Что такое детская ложь?

Детская ложь — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Ребенок обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка. Не оправдывая ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно сообщают, он имеет трудности в общении и (или) нарушения поведения.

Виды и мотивы лжи. Для того чтобы разобраться, что сделать, если ребёнок врет, надо, прежде всего, понять, почему он это делает. Есть много разных внешних причин, которые подталкивают ребенка ко лжи. Ложь ребенка принимает разные формы: умолчание – сокрытие правды, искажение – сообщение ложной информации, отрицание очевидного и тому подобное.

  1. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?

Для понимания причин поведения ребенка, который говорит неправду, важно понимать:

  • мотив лжи (почему ребенок обманул?). Осознание мотива лжи поможет взрослому принять решение о том, как себя повести, чтобы ребенок не солгал снова.
  • последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?).
  • Какие причины толкают ребенка на «преднамеренную ложь»:

а) вопросы - ловушки, которые расставляют сами же взрослые;

б) ложь из стремления избежать наказания; 

в) страх унижения (в основе данного вида лжи – стыд);

г) стремление добыть нечто, чего иначе не получишь (выгода от лжи);

д) заниженная самооценка тоже является причиной лжи (ребенок использует ложь, как способ привлечь к себе внимание);

е) ложь – манипуляция. Это  ложь, к которой ребенок прибегает для самоутверждения;

ж) ложь из мести;

з) излишняя опека (ребенок может врать, чтоб вырваться из-под контроля взрослого);

и) ревность и соперничество между детьми в семье;

к) подражание взрослым;

л) ложь – фантазия, ложь – игра;

м) «Святая ложь – ложь во спасение» (ребенок может солгать для того, чтобы тем самым кому-то помочь);

3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.

- излишне возбужден, на щечках румянец;

- у него меняется выражение лица; старается смотреть в сторону и усиленно моргает, зрачки то сужаются, то расширяются;

- появляются непроизвольные жесты: когда что-то говорит, вдруг подносит руки ко рту, как бы пытаясь остановить поток лжи; руки во время разговора постоянно теребят край одежды или какой-нибудь предмет; ребенок трогает шею или дёргает воротник, теребит мочку уха; прикасается к носу, не осознавая этого; потирает глаз, подбородок или висок;

- ребенок начинает часто покашливать во время разговора;

- говорит медленно и неуверенно, тщательно подбирая слова и перебивая себя то паузами, то жестами;

- непоследователен в своих рассказах, невольно все преувеличивает. В голове у него нет четкого плана, там путаница. Ему все время кажется, что взрослые его разоблачат;

- ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;

- поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи;

- ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.

  1. Как поступить, если ребенок солгал?
  • Нет простого рецепта, как отучить ребенка врать. В каждой ситуации – свои способы решения проблемы.
  • Попробуйте проанализировать, не слишком ли у вас завышенные требования к ребенку? Возможно, они не соответствуют его возможностям.
  • Не прибегаете ли вы к постоянным поучениям, нотациям? Возможно, ребенок постоянно находится под гнётом страха – страха унижения, страха наказания? Не является ли ложь просто защитой, щитом от этого страха? В таком случае вам необходимо пересмотреть свои методы воздействия на ребенка.

Ложь, с одной стороны - это защитный механизм, а с другой стороны - способ выглядеть более привлекательным.

Разобравшись в природе лжи, нам легче определить для себя, каким образом помочь детям отказаться от вранья.

  1. Рекомендации для родителей. Профилактика детской лжи.
  • Поощряйте честность. Вместо того, чтобы ругать ребенка, когда он говорит неправду, хвалите его, когда он рассказывает о том, как все было на самом деле.
  • Не пытайтесь уличить ребенка в случившемся. Не стоит задавать множество вопросов о происшествии. Не стоит добиваться от ребенка признания, если это потребует настоящего сражения с ним.
  • Выстраивайте доверительные отношения. Продемонстрируйте ребенку, что доверяете ему, и он может всегда доверять вам в ответ и говорить всю правду. Всегда держите свое слово и приносите извинения, если иногда у вас не получается выполнить то, что обещали. Он в большей степени учится на вашем примере, чем на ваших наставлениях.
  • Не требуйте от ребенка того, чего вы не можете выполнить сами, то есть не требуйте говорить правду, еще раз правду и ничего кроме правды 24 часа в сутки. Постарайтесь  понять, что, если ребенок не выполнил свое обещание, возможно, на то были серьезные причины.
  • Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой.
  • Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах.
  • Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.
  • Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.

Вывод:

Помните, что ребенок честен со своими родителями, если:

- не боится их гнева, не боится быть отвергнутым ими;

- уверен – что бы ни произошло, взрослые не станут его унижать;

- знает, что его поддержат в трудной ситуации, помогут советом;

- знает, что в спорной ситуации вы примете его сторону;

- твёрдо знает, что если его и накажут, то наказание будет справедливым и разумным;

- между родителями и детьми существует доверие.

Наши дети – это повторение нас самих. И никогда нельзя забывать – от того, насколько честны и искренни вы сами, и насколько доверительные отношения между вами и детьми, будет зависеть и то, насколько ваш ребенок будет с вами правдив.

Список литературы:

  1. Баулина, М. Ложь или фантазия? / Мария Баулина // Здоровье школьника. - 2008. - N 11. - 74-75 с.
  2. Микоян, А. Ни слова правды / Анжела Микоян // Здоровье школьника. - 2015. - № 4. - 10-15 с.
  3. Николаева Е.И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. – СПб.:Питер, 2011. – 176 с.
  4. Селиванов. Ф.А. Ошибки. Заблуждения. Поведение. - Томск: Изд.-во Том. ун-та, 1987. - 200 с.
  5. Фрай, О. Ложь: три способа выявления / О.Фрай. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 284 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Детские страхи причины и последствия»

Консультация для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»...

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и последствия»

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха.Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищ...

Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»

Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»...

Консультация для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»

Чего можно бояться? Самый существенный, самый глубокий страх - это страх потерять любовь дорогого нам человека. у детей страх имеет множество проявлений: страх темноты, страх животных, страх остаться ...

Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»

Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие ж...

Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»

Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие ж...