Консультация для родителей «Развиваем пальчики – улучшаем речь»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развиваем пальчики – улучшаем речь»
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Для развития мелкой моторики полезны:
- различные виды мозаики;
- разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);
- пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- набор веревочек различной толщины для завязывания узлов и плетения «косичек»;
- набок мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);
- палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;
- спички с обрезанными головками;
- семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров;
- пластилин;
- игры с бумагой (плетение, складывание);
- разнообразный природный материал;
- ручки, фломастеры, карандаши.
Внимание! С мелкими предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.
В работе по развитию речи детей младшего возраста используются следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; пальчиковые игры; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;
Представляем Вам небольшой перечень дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр.
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Опиши игрушку»
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Ход. Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
Способствуют развитию речи.
Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого
Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
Пальчиковые игры
«Лягушка».
Лягушка-попрыгушка - Похлопывают ладонями по коленям.
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки Поднимают вверх ладони.
Комары да мушки Сжимают пальцы в кулаки.
«Дружба»
Дружат в нашей группе Растирание ладоней.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Пошевелить всеми пальцами.
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять. Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга
Пять, четыре, три, два, один.
«Ежик»
Ежик спрятался, свернулся сгибание и разгибание пальцев
Встал на ножки - потянулся
Один, два, три, четыре, пять поочередное сгибание пальцев (начиная с мизинца)
Ежик спрятался опять
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, рубим (движения ребрами ладоней верх-вниз)
Мы капусту солим-солим, солим (складываем пальчики в щепотку),
Мы капусту трем-трем, трем (кулачок о кулачок)
мы капусту жмем-жмем. жмем (сжимаем кулачки).
«Карандаш»
Карандаш в руках катаю, Прокатывать карандаш между большим
Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Развиваем пальчики - улучшаем речь".
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Развиваем пальчики-улучшаем речь»
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть р...
Консультация для родителей "Развиваем пальчики - улучшаем речь"
laquo;Руки учат голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга»И. П. Павлов...
Консультация для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Развиваем пальчики - улучшаем речь"
Игры и упражнения для домашних занятий с использованием потешек и стишков, для преодоления отклонения, возникшие по тем или иным причинам в речевом развитии ребёнка....
Консультация для родителей " Развиваем пальчики - улучшаем речь"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь»
quot; Развиваем пальчики - улучшаем речь"...