Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет" (ФПМ 2021)
консультация (средняя группа)

Усманова Изалия Фанисовна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей 4 – 5 лет.

«Развитие мелкой моторики рук детей».

«Ум ребенка – на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития являются игры с пальчиками. Почему важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкие движения, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем и соседние отделы мозга, отвечающие за речь. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память и мышление.

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж, упражнения со шнуровочками, застежками, мозаики, бусинки, прищепки и т. д. Все игры с мелкими деталями должны проходить под контролем взрослого! Не допускать попадания в рот, нос, уши игрового материала.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик – уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Мозаика (конструктор, бусы, пуговички).

Мозаика (конструктор)

Величина деталей вашего конструктора зависит от навыков вашего малыша. Выбор этих игр сейчас велик. Сначала приобретите крупный конструктор и крупную мозаику. Из конструктора помогите ребенку сначала построить башню, затем кукольную мебель и пр. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (елочки, машинки, домики).

Бусы, пуговички.

Сейчас продаются готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины разной формы и даже пластмассовая иголочка. Но эту игру можно изготовить самим. Для этого потребуется шнурок с плотным концом и старые бусины или пуговицы с крупными отверстиями. Пусть ребенок пофантазирует и нанизывает бусы в произвольном порядке. Можно попросить нанизать бусы только одного цвета, формы. Из пуговичек можно выкладывать различные картинки: домик, цветочек, рыбка, кораблик…. Если ребенку сложно самостоятельно выполнить это задание, можно использовать контур предмета.

Счетные палочки.

 По образцу, сделанному взрослым, ребенок выкладывает: квадраты, треугольники, елочки, снежинки, домики, кораблики и др. Если нет разноцветных счетных палочек, можно использовать спички, только предварительно отрезать головки. Детям, изучающим буквы, можно предложить выложить их из счетных палочек.

Шнурочки.

Шнуровки продаются готовые (деревянные, картонные, пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т. п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. Используйте для игры кукольную одежду и обувь. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует пуговицу, домик и др.

«Соленое тесто».

Вместо пластилина для лепки можно использовать солёное тесто. Рецепт: 1 стакан муки, 0, 5 стакана соли, немного воды, 1 ст. л. растительного масла. Можно добавить натуральный (сок свеклы, «зелёнка» и т. д.) или пищевой краситель (продается в кондитерских отделах). Готовые изделия высыхая, застывают. Можно подсушить в духовке, тогда изделие будет крепче. После просушки можно раскрасить гуашью. Тесто безопасно для ребенка, его легко катать, формировать различные фигурки. Можно слепить овощи, фрукты, хлеб, посуду и т. д.

Ёжик

Вам понадобится: небольшой кусок соленого теста, горсть мелкой лапши, 2 горошинки перца. Предварительно с ребенком рассматриваем рисунки с изображением ежика. Описываем особенности животного: весь в иголках, колючий, глазки…

Предложите отгадать загадку:

«Лежит клубок с иголками, живой и колкий».

Формируем комок из теста, похожий на ежика. Из горошинок перца получаются глазки. Мелкую лапшу накалываем на спинку ежика, получаются иголки.

Разноцветные прищепки.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.

Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус при щипковом хвате.

Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному).

Хвосты: Прищепки могут выступать в роли хвостов. Достаточно вырезать различные силуэты: рыбки, птички, петушка, собачки, кошки и т. д.

Ушки: Прищепки могут играть роль ушек – например, у зайца. Нарисуйте и вырежьте силуэт зайца (без ушей). А затем предложите ребенку догадаться, чего не хватает у зайчика и доделать его.

Человечки: На плотной бумаге нарисуйте, а затем и вырежьте силуэты девочек и мальчиков (без рук и без ног, но в платьицах и рубашечках). Вместо ног и рук малышу нужно подставлять прищепки.

Все эти игры развивают не только пальцы, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Навыки самообслуживания.

 Формируйте у детей навыки самообслуживания

     Приучайте детей одеваться и обуваться самостоятельно. Расстегивание и застёгивание пуговиц, надевание колготок, носочков, выворачивание их налицо – все эти действия не только приучают ребёнка к самостоятельности, но и развивают мелкую моторику.

     Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не уступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребёнка, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребёнка к школе.

          Рисование.

     Держание карандашей и кисточек – отличный способ развития моторики. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру, рисуйте не только кисточками, но и пальцами (сейчас для этого существуют специальные краски). Очень хорошо развивает моторику рук раскрашивание изображений карандашами.

      Игра «Угадай-ка».

    Опознание предметов на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

   Вырезание из бумаги.

    Вырезайте с детьми из бумаги разные фигурки. Начните с простых: круг, квадрат или треугольник, затем переходите к более сложным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Материал иожет быть использован для выступления на педагогических советах и как консультация для родителей....

Консультация:«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Консультация, «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование».

Консультация, «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»....

Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...