Консультация для родителей "Социально приемлемое поведение ребенка"
консультация
Разобраться в вопросах поведения сложно, тем более если родители не обладают педагогической компетентностью. Данный материал поможет поднять уровень образованности родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_priemlemoe_povedenie_konsultatsiya.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Социально приемлемое поведение детей»
Составитель: учитель-дефектолог Скакун Е.В.
Дети с ограниченными возможностями- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического машления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
На сегодняшний день по МКБ-10 (Международная классификация болезни) выделяют 4 степени умственной отсталости:
Лёгкая (F 70 ) — дебильность. IQ — (50-69)
Умеренная (F 71) — имбецильность. IQ — (35-49)
Тяжёлая (F72.72.) — имбецильность,
тяжёлая умственная субнормальность. IQ — (20-34)
Глубокая (F73.73.) — идиотия. IQ < 20
Среди таких детей, очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы - это профилактика нарушений поведения.
В психологии поведение рассматривается как внешнее проявление деятельности человека, это постоянно изменяющаяся система взаимодействия субъекта с миром. Формирование личности ребенка происходит в процессе накопления его жизненного опыта: взаимодействуя с окружающим миром, социализируясь в нем, ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения – натуральное поведение постепенно превращается в культурное – со временем социальная жизнь преобразует внешние приемы взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, его культурные навыки во внутренние процессы.
Девиа́нтное поведе́ние(также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.
Типичные трудности у умственно отсталых детей с отклонениями в поведении:
-взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,
-взаимоотношения со сверстниками,
-самопонимание,
-отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,
-внутренне одиночество,
-отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,
-неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,
-отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,
-наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,
-отсутствие чувства безопасности.
В психологии поведение рассматривается как внешнее проявление деятельности человека, это постоянно изменяющаяся система взаимодействия субъекта с миром.
Девиантное поведение у умственно отсталых подростков связано с рядом социальных и биологических факторов, выступающих во взаимодействии и единстве.
Наиболее распространенными формами девиантного поведения у данной категории подростков являются агрессивность, бродяжничество, воровство, попрошайничество, ранняя алкоголизация, табакокурение, токсикомания, сексуальные аддикции (это навязчивое половое поведение, которое подсознательно используется для достижения психологического комфорта и наслаждения, неспособность контролировать сексуальные импульсы).
Типичные нарушения поведения:
Гиперактивное- импульсивен, невнимателен, постоянно в движении.
Демонстративное - при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой».
Протестное - негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.
Агрессивное - импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны.
Инфантильное - сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)
Комфортное- сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу.
Симптоматичное - демонстрация недомогания, слабости, беспомощности.
В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки, вовремя распознать намеренье совершить тот или иной проступок, предотвратить его. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.
Существуют следующие группы педагогических приемов.
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:
1) проявление доброты, внимания, заботы;
2) просьба;
3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются.
6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;
7) проявление огорчения;
8) проявление умений учителя, воспитателя его мастерство.
Основываясь на выше сказанное можно сделать вывод, что все эти мероприятия, направлены на формирование духовно-нравственной культуры подростков с нарушением интеллекта, что, безусловно, способствует профилактике девиантного поведения. Практический опыт показывает, что эффективность профилактики нарушений в поведение подростков с нарушением интеллекта зависит от умения направить их интересы, научить их правильно оценивать свои поступки, осознать свою ответственность, как перед конкретными людьми, так и перед обществом.
Для этого необходимо развивать их духовно-нравственные и правовые воззрения, как путем предупреждения поведенческих девиаций, так и путем развития социально одобряемого поведения в обществе.
Притча «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности, так и взаимодействие специалистов социально - психологической службы в общеобразовательном учреждении направлено на профилактику различных кризисных состояний у детей и подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Культура поведения ребенка"
В консультации дается информация о том, как родителям прививать навыки культурного поведения у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Безопасное поведение ребенка на дороге-наша общая ответственность!"
Материал для уголков групп...
Консультация для воспитателей "Особенности поведения ребенка в период адаптации"
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ»
На заметку родителям.Чаще обсуждайте с ребёнком возможные опасные ситуации, привлекая случаи из жизни, но не пугайте малыша. Беседуйте так, чтобы он усвоил правила безопасного поведе...
Консультация для родителей "Безопасное поведение ребенка на прогулке в осенне-зимний период"
Консультация для родителей по безопасности ....
Консультация для родителей "Безопасное поведение ребенка на дороге и предупреждение детского травматизма".
Безопасность ребенка на городских дорогах - актуальная проблема для родителей....
Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситу...