Консультация для родителей "О чем говорит детский рисунок?"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей "О чем говорит детский рисунок?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_chyom_govorit_detskiy_risunok.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
О чём говорит детский рисунок
Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детский рисунок. С самых первых моментов, как малыш берет в руки карандаш, он рисует. Как мы, взрослые, изливаем душу кому-то из близких, так и ребенок в своем рисунке рассказывает о своем восприятии жизни, о своем настроении, о своих переживаниях. Что бы не происходило в семье, как бы ребенок не чувствовал себя, как бы не относился к окружающим - все излагается на рисунке. В рисунке ребенок самовыражается.
Семейные отношения в рисунке
Если Вы хотите понять настроение ребенка в семье, то предложите ему нарисовать, например, свою семью. Конечно, это надо делать ненавязчиво, в игре, и не сидеть над ребенком во время творчества. Пусть малыш рисует, как этого желает он сам.
Попробуйте поговорить с ребенком о его рисунке, проследите, кого он изображает первым, кого последним, кого вообще «забыл» нарисовать и почему.
Обратите внимание на то, как расположены члены семьи, на близость и отдаленность их друг от друга, на место нахождения малыша среди них. Если малыш рисует себя между родителями, то он доволен отношением к нему в семье, а если он не нарисует себя вообще или же изобразит где-то в сторонке или даже вне дома, то об этом стоит задуматься. Значит, ребенок одинок и ему нужна помощь.
Самого любимого члена семьи ребенок обязательно приукрасит какой-нибудь деталью, т.е. будет наряжать.
Самого авторитетного члена семьи скорей всего нарисует большим. Ребенок-эгоист, ребенок-кумир изображает себя крупнее всех.
Очень важно также общее впечатление от рисунка. Обратите внимание на выражение лиц людей. Какие эмоции они проявляют: улыбка, грусть.
Некоторые части тела малыш может особенно выделить у той или иной фигуры. Например, если у мамы выделен рот, то она своими нравоучениями, нотациями и наставлениями давит на малыша. Очень важно обратить внимание на руки. Очень длинные руки или иногда и отсутствие их говорят об агрессии, исходящей от члена семьи в адрес ребенка.
Иногда малыши сознательно не рисуют кого-то из семьи и при этом приводят довольно логичные объяснения. Например, забывает нарисовать брата, к которому он испытывает ревность, или же отсутствие его объясняет тем, что тот гуляет в парке, или находится где-то в другой комнате.
Обязательно посмотрите на цвета, выбранные малышом. Так, обеспокоенные чем-то дети рисуют темными «тяжелыми» цветами. А яркие нежные цвета говорят о нормальном настроении ребенка. Коричневый и черный - сигнализируют о подавленности, дискомфорте, желтый, фиолетовый - уравновешенность, положительные эмоции. Холодные цвета свидетельствуют о конфликте в семье. Например, рисуемый им член семьи темными тонами, особенно черным, говорит о неприятии ребенком этого человека. Например, ребенок нарисовал маму с черными волосами или в черной одежде. Этим он выражает свое внутреннее волнение по отношению к ней. Может, мама сильно занята, и ему не хватает ее ласки и общения с ней. Красный иногда трактуется агрессией, высокой возбудимостью. Голубой, розовый - это цвета полные жизнерадостности, отличного настроения.
Отношение к себе
Для определения отношения ребенка к себе малышу можно предложить нарисовать автопортрет.
Здесь нужно обратить внимание на расположение рисунка на листе, чтобы понять об уровне самооценки ребенка; на цветовую гамму рисунка, чтобы понять настроение малыша.
Обратите внимание на нарисованные черты лица. Например, отсутствие ушей говорит о том, что ребенок не «слышит» окружающих, их замечания. Большие глаза говорят о том, что ребенок обеспокоен тем, что о нем думают окружающие. Улыбка на лице - ребенок раскрыт для общения.
Любая ваша попытка стать ближе к Вашему малышу и понять его будет вознаграждена его любовью к людям и его успехами в жизни. Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет - это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек - мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.
Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками - палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.
Структура рисунка
Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.
Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» - «темный», «яркий» - «тусклый», «спокойный» - «тревожный», «агрессивный» - «доброжелательный», «богатый» - «бедный» и так далее. Например, грустный - на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный - с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием. Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок. Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.
Совпадает ли количество членов семьи на бумаге с реальным? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе.
Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она "спит в другой комнате". Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше - игр в компании таких же малышей.
Важные детали
- Члены семьи объединены каким-то общим делом - знак хорошей «погоды в доме».
- Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье.
- Родные отделены друг от друга перегородками - возможный признак проблемы в общении.
- Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя - он «занимает много места в их жизни»
- На рисунке нет самого маленького художника - «мне нет места» в отношениях между близкими.
Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Манера письма
- Частые самоисправления - первый признак повышенной тревожности.
- Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию - также признак опаски.
- Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками - возможно, малыш чего-то боится.
- Многочисленные украшения, множество деталей в костюме - желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.
- Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка - ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.
- Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный - его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок "не помещается" на листе - признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.
- Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю - малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
- Символы агрессии - большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.
Палитра - зеркало души
Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.
- Темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
- зеленый - уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
- красный - сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
- желтый - положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
- фиолетовый - фантазия, интуиция;
- коричневый - медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
- черный - подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
- серый - безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителеей "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Гтовность к школе."
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность ег...
Консультация для родителеей
Консультация "Взаимодействие педагогв и семьи в познавательно - речевом развитии детей" поможет родителям в работе с детьми по развитию словаря....
Консультация для родителеей "Дорожная азбука"
Информация для родителей по расширению возможностей семьи в обучении дошкольников правилам поведения на дороге с целью предупреждения ДТП с участием детей....
Консультация для родителейи "Воспитание патриотических чувств"
Консультация для родителей.« Воспитание патриотических чувств»...
Консультация для родителей "О чем говорит детский рисунок"
Консультация для родителей: «О чём говорит детский рисунок»Выполнила: Робонен Виктория СергеевнаВоспитатель ГБДОУ детский сад №95 Красогвардейского района Санкт-Петербурга Вгляде...