Консультация для родителей "Тревожность, леворукость"
консультация (старшая группа)

Ульман Ольга Николаевна

Что должен знать родитель, если у него леворукий ребёнок? Тревожность. Чем вы можете помочь вашему ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_i_levorukost.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

📌Интереснейшая статья постоянного автора журналов "Дошкольная педагогика" и "Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы" профессора В. А. Кулганова.

📌Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
При всем смысловом различии термина «тревога» исследователи используют его чаще в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся к совершенно разным понятиям. Речь идет о смешении в одном термине двух понятий тревоги: как психологическом состоянии и как свойства личности «тревожности».

📌В первом случае термин «тревога» используют для описания неприятного эмоционального состояния, которое характеризуют субъективные ощущения напряжения, ожидания неблагоприятного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции; восприятия отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено неосознаваемым источником опасности.

📌Во втором случае тревожность как черту, свойство личности характеризуют относительно устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Тревожность как черта или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и интенсивно у человека возникает состояние тревоги.

‼Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность значительно в большей степени, чем личность с низким ее уровнем. Следовательно, люди с высоким уровнем тревожности более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояние тревоги значительно чаще, чем с низким ее уровнем.

📌Тревога – это ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказанию. Она вызывает психологическое состояние, которое выражают в переживаниях, опасениях и нарушении покоя, обусловленных возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного или желанного.

📌Психологические исследования разных уровней дают много примеров провоцирования тревоги отсрочкой подкрепления, когда ребенку обещают что-либо для него приятное, например, какой-нибудь подарок, и отсрочивают исполнение обещания. В такой ситуации он обыкновенно томится в ожидании, беспокоясь, получит ли обещанное. Тревога возникает чаще при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все таки неприятности не будет.

📌При оценке происхождения тревоги и страха эти состояния иногда разграничивают по условиям возникновения (тревогу соотносят с угрозой целостности личности, а страх – с угрозой физическому существованию), а также по особенностям структуры и степени сложности. При последнем подходе тревогу можно оценивать как результат взаимодействия страха с другими аффектами и аффективно-когнитивными структурами: враждебность, страдание, стыд, вина, психофизиологическое возбуждение.

📌Важно различать также нормальную и патологическую тревогу. Отчасти это связано с дихотомическим разделением тревоги и страха, причем тревогу в этом случае рассматривают в основном как феномен психопатологический, а страх относят к нормальным или патологическим явлениям, в зависимости от структуры состояния, в которой его наблюдают. Принципиальное разделение нормальной и патологической тревоги приводит к выделению многочисленных разновидностей: нормальной, ситуационной, невротичной, психологической. Однако ее расценивают и как единое по сути явление, которое может приобретать патологический характер при неадекватном усилении тревоги, генерализации ее или смещении тревожных реакций к специфическим стимулам.

📌Обычно тревожные дети очень неуверенны в себе, их самооценка неустойчива. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Такие дети, будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Они ведут себя примерно дома, в детском саду и школе. Дети стараются точно выполнять требования родителей, воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Их называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер. Ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

📌Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе (конечно же, бывают и исключения), но и не оказываются в изоляции. Как правило, тревожность таких детей связана с нарушением в семейных взаимоотношениях. Неуверенность тревожного ребенка, стремление других детей доминировать над ним могут приводить к еще большему снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению неуверенности.

📌Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность, но далеко не каждый такой ребенок становится тревожным. В данном вопросе многое зависит от способов общения родителей с ним. При неправильной организации взаимодействия «взрослый – ребенок» у последнего могут появиться предпосылки к тому, чтобы войти в категорию «тревожная личность».
Усилению в ребенке тревожности также могут способствовать завышенные требования со стороны родителей и воспитателей. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, он испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

📌Многие авторы отмечают, что в основе робости и агрессивности, страхов, вялого безразличия могут лежать механизмы тревоги. Ее вызывает внутренний конфликт, столкновение в душе ребенка двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает. В основе этого внутреннего столкновения могут быть противоречивые требования к ребенку, исходящие из разных источников (или даже из одного источника):
– родители могут противоречить сами себе, то разрешая, то грубо запрещая одно и то же;
– ребенку предъявляют требования, которые ему не по силам, не по детским возможностям;
– предъявляют требования, которые ранят ребенка, ставят его в зависимое положение.

📌В первом случае ребенок мечется между двух полюсов, пытаясь совместить в своем поведении несовместимые правила и идеалы.
Во втором – дети страдают от жгучего чувства невозможности достичь тех высоких «жизненных стандартов» (в учебе или каких-то других делах), которые сами считают для себя обязательными.
В третьем – любовь и привязанность к близкому человеку вступают в конфликт с ощущением холода и отвержения, идущего от этого человека.

📌Тревога проникает в душу ребенка лишь когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.
К ним относят следующие потребности:
– близость, привязанность к человеку или группе людей;
– физическое существование (пища, вода, свобода от физической угрозы);
– независимость, самостоятельность, признание права на собственное «Я»;
– самореализация, раскрытие своих способностей, скрытых сил;
– цель, смысл жизни.

📌Существуют и другие потребности, неудовлетворение которых вызывает тревожность. Некоторые из них заключаются в достижении успеха, лидерстве. Их не относят к числу основных, так как они могут играть большую роль в жизни одного ребенка, но начисто отсутствовать у другого.
Одним из важнейших причин детской тревожности является не открытое пренебрежение интересами ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь, которая порождает в нем внутренний конфликт. Сутью тревоги являются внутренние противоречия детской души. В этой ситуации они выступают особенно ясно. Ребенок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая отталкивает от них. Он ощущает их любовь, но одновременно чувствует и постоянный страх ее потерять.

📌Школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение и делает его эффективнее. В данном случае тревога выступает как фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Между тем, когда ее уровень превышает этот определенный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он либо устраняется от деятельности (как бы теряет к ней интерес), либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. Это усиливает страх неудачи: тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.

📌Еще одна важная причина повышенной тревожности младших школьников – недостаточный уровень физической и интеллектуальной зрелости, который наблюдают у многих детей. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом. Из него дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другого отличает медленность и тугодумие, третьего характеризуют упрямство и агрессивность. Со временем шероховатости характера сгладятся и способности детей более или менее выровнятся.

📌Произойдет это при условии, что они не почувствуют отвращения к школе и учебе.
Формы борьбы ребенка с тревожностью:
– выработка ритуальных, магических действий, которые защищают от возможной опасности (особенно ритуал завязывания шнурков на ботинках, пересчитывание окон при ходьбе, не наступать на трещины на асфальте и многое другое). В конце концов, первоначальный страх (например, перед двойкой) сменяется иным страхом забыть о спасительном ритуале. Чтобы избавиться от этого страха, вырабатывают другой ритуал и так до бесконечности;
– фантазирование. В нем ребенок разрешает свои неразрешенные конфликты. В мечтах находят удовлетворение его не воплощенные потребности. Между тем фантазии тревожных детей, как правило, лишены реальности. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя ей. Тревожные фантазии не имеют ничего общего с фактическими возможностями, способностями и перспективами ребенка;
– односторонние увлечения, которые, полностью захватывая воображение, не оставляют мест ни для каких других интересов;
– агрессивное поведение. Один из самых известных способов, который так часто выбирают тревожные дети. Он основан на простом умозаключении: чтобы ничего не бояться, надо сделать так, чтобы боялись меня.

📌Тревога является важнейшим источником агрессивного поведения. Маска агрессии тщательно скрывает тревожность не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у него наблюдают все ту же тревожную растерянность, неуверенность и отсутствие твердой опоры.
Более активные дети начинают проявлять агрессию для защиты своего «Я» и самооценки. В то же время у более слабых, рефлексивных детей нарастает напряженность и тревога;
– апатия, вялость, безынициативность – один из частых исходов тревожных переживаний. Конфликт между противоречивыми стремлениями оборачивается отказом от них. Ущемление интересов ребенка ведет к их потере, неудовлетворению основных потребностей и к снижению их уровня. Наиболее частым источником апатии являются завышенные или непоследовательные требования взрослых к ребенку.

📌Демонстративное безразличие, инертность, отсутствие живых эмоциональных реакций мешают распознавать тревожную подоплеку этого состояния.
Еще один путь избавления от тревог – перевод их в болезнь. Каждому из личного опыта известно, что состояние тревоги нередко сопровождают сердцебиение, тошнота, боли в животе, обильное потоотделение, чрезвычайно разнообразные телесные симптомы. Такое болезненное расстройство может не только стать постоянным спутником тревоги, но и заменить ее. Эмоциональное состояние ребенка приходит в норму, но за счет ухудшения его физического состояния. Как правило, заболевания в таких случаях облегчают жизнь ребенка, снижая уровень требований к нему, вынуждая взрослых, до сих пор безразличных к его потребностям, позаботиться о нем.

📌Наиболее существенными причинами возникновения страхов, тревожности, агрессивности и фрустрационных реакций являются индивидуальные особенности ребенка, нереализованность основных психологических потребностей личности и особенности семейного воспитания. Данные эмоции, как и любые другие переживания, являются полезными, когда точно выполняют свои функции. При длительном воздействии психотравмирующих ситуаций каждая из них может приобретать патологический характер, который в свою очередь влияет на дальнейшее патохарактерологическое развитие личности в целом.

О ЛЕВОРУКОСТИ И ЛЕВШЕСТВЕ. ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ

📌Феномен левшества часто называют загадкой, потому что, несмотря на исследования, которые проводились по этому вопросу, число неразрешенных вопросов здесь намного превышает число полученных ответов.

📌Для того, чтобы начать разговор о левшестве, сначала определимся с понятиями во избежание терминологической путаницы. Существует понятие левшество и леворукость.

📌Леворукость – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки. Левшество – комплексная характеристика, которая обозначает тип мозговой организации и отражает большую активность правого полушария головного мозга (у правшей доминантным полушарием является левое).

📌Таким образом, предпочтение той или иной руки (лево-, праворукость) и тип организации мозга (левшество, правшество) не всегда совпадают. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, формально вы можете сказать только, что он леворукий, однако не левша. Т. к. в термин левшество входит кроме ведущей левой руки, также ведущий левый глаз, ухо и левая нога. Также важно отметить, что левшество может быть вынужденным (псевдолевшество или патологическое левшество), если использование левого полушария (правшество) невозможно или затруднено в результате различных травм во внутриутробном или раннем возрасте. Тогда генетическая программа «правшества» вынуждена перестраиваться и использовать «левшество». Это тема для отдельного разговора.

📌На протяжении развития человечества процент детей-левшей остается постоянен – 20-25%. По некоторым данным, левшество называют важным эволюционным путем развития человечества.

📌Так как левшество – это не только ведущая левая рука, но и тип организации мозга, то поговорим немного о функциях полушарий головного мозга человека. Это поможет ответить нам на вопрос, чем же на самом деле отличаются дети левши и правши друг от друга.

📌Левому полушарию приписывают рационально-логические, аналитические функции, словесные способы познания, а также стереотипность и программируемость. Оно принимает информацию от правой стороны тела: правого глаза, уха, правой руки и ноги. При этом информация обрабатывается порционно и последовательно, перебирая возможные варианты. Левое полушарие отвечает за социальную адаптацию в привычных условиях жизни.

📌Правое полушарие называют эмоциональным. Для него характерны образность и синтетичность (обобщенность), доминирование интуиции, спонтанность, непроизвольность. Правое полушарие получает информацию от левой стороны тела и обрабатывает ее одномоментно и целостно (мгновенно воспринимая целостный образ) в больших количествах. Правое полушарие отвечает за формирование новых стратегий адаптации в изменяющихся условиях жизни, музыкальные и художественные способности. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение.

❗Отличия детей-левшей и правшей.

У левшей во взрослом возрасте сохраняется представленность каждой психологической функции в обоих полушариях, что встречается у праворуких детей только в 2-3 года. Это является большим потенциалом для адаптации левшей в меняющихся условиях и жестких требованиях окружающей среды.
У правшей организация психических процессов в головном мозге характеризуется жесткой соотнесенностью с определенным отделом мозга. У левшей, т.к. функции равно представлены в обоих полушариях, отсутствует жесткое соответствие какой-либо психической функции определенной зоне головного мозга.

❗Исключительной чертой левшей является функциональная автономия и разобщенность правого и левого полушарий. Это также способствует недифференцированности и диффузности психических процессов.
Если у правшей корковые и подкорковые системы мозга функционируют последовательно и несинхронно, то у левшей зачастую – одновременно и синхронно.

❗Таким образом, работу мозга правшей можно назвать более слаженной и последовательной. Многие авторы также говорят о тормозящем влиянии левого полушария правшей на правое, что позволяет автономно функционировать речевым центрам и адаптироваться в социуме.

❗❗Исходя из перечисленных особенностей организации мозга левшей, наблюдаются следующие особенности в обучении и поведении таких детей:
📌сложности в определении «лево», «право», иногда «выше», «ниже»;
📌искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций;
📌левша может прочитать или написать букву или цифру в любом направлении (горизонтально, вертикально или зеркально);
буквы или рисунки могут наползать друг на друга, хотя есть достаточное количество места вокруг;
❗ребенок может добавлять или убавлять элементы букв и цифр;
может наблюдаться медленный темп чтения и письма, неустойчивый почерк;
📌сложности в определении времени по циферблату;
📌творческая, художественная и музыкальная одаренность;
📌эмоциональность, восприимчивость к настроениям окружающих, которая может приводить в определенных условиях к зацикливанию на сниженном настроении, капризности, ярких проявлениях ярости и гнева;
📌практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, всякий раз изобретая свой способ овладения миром правшей.

📌Мозг человека совершенный и тонкий инструмент, который имеет огромный потенциал адаптации и компенсации, но, так или иначе, обладает конечным количеством ресурсов. Поэтому, чем больше энергии мозгу ребенка требуется на овладение мышлением, речью, счетом и так далее, тем больше вероятность «обкрадывания» эмоциональных, творческих, интуитивных функций.

📌Вот почему многие психологи не рекомендуют переучивать ребенка-левшу выполнять действия правой рукой, а настаивают на актуальной поддержке и помощи ему в освоении мира. При упоре на развитие речи и аналитическое мышление может произойти обеднение картины мира ребенка, а также эмоциональные и поведенческие сложности, которые могут привести к снижению самооценки, раздражительности, вспыльчивости, нарушениям аппетита, сна, речи (в том числе заиканию) и многому другому.

Психолог Анастасия Деревянкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей:"Леворукий ребёнок"

Проблема адаптации ребёнка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм вызывает у них опасения. Взрослые стремятся во что бы то ни стало подстраивать малыша под  общ...

Консультация для родителей леворуких детей

Консультация для родителей леворуких детей...

Консультация для родителей. Леворукий ребенок.

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношен...

Консультация для родителей"Леворукий ребёнок".

Как узнать, ребенок правша? или левша?...

Консультация для родителей "Леворукий ребенок"

Консультация содержит материал для родителей будущих первоклассников, которые готовятся пойти в школу. Здесь же имеется подборки игр и упражнений для развития мелкой моторики....

Консультация для родителей Леворукость у детей

Леворукость у детей   Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам. Еще дв...

Консультация для родителей: «Леворукий ребенок»

В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях, о проблемах их существования в этом ...