СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Носова Мария Валерьевна

как вырастить ребенка оптимистом?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

C:\Users\ИВАН\Desktop\Без названия.jpg

Как вырастить ребенка оптимистом?

Педагог-психолог Носова Мария Валерьевна

Слово «оптимизм» происходит от латинского слова «наилучший».

Оптимизм играет огромную роль   в гармоничном развитии ребенка.

Оптимизм и два типа людей

«Здоровый оптимизм» — это умение видеть не только светлые, но и темные стороны нашей жизни.

Сегодняшних детей и взрослых можно разделить на две группы. И многие из них мысленно живут в нереалистичном мире:

  • Пессимистичны (сколько ни старайся, все равно работу не найдешь; если нет блата — ты никто; скоро будет война)
  • Перфекционисты  нарциссического типа (ненормальные оптимисты) (не умеет переносить неудачи, да и вообще не считает, что они у него могут быть). Такие   родители  часто описывают своих детей с гордостью (обычно преувеличивая): «мой ребенок самый сильный, у него лидерские качества, взрослый характер». Ругают они только за то, что дети оказались слабаками или не стали самыми лучшими в чем-то. От них часто можно услышать, что «нельзя унывать, у нас все будет хорошо, нас не могут коснуться проблемы».

Здоровым оптимистом ребенок может быть   в том случае, если он с детства приучен иметь дело не только с позитивными, но и с неприятными (иногда печальными, трагическими) сторонами жизни.

Чтобы выработать здоровый оптимизм и некую «стрессоустойчивость», ребенку нужно постоянно сталкиваться с различными эмоциями и ситуациями. Родителям   не следует изолировать своих детей от жизни такими уловками: «Нет, у нас все прекрасно, бабушка не умерла, она уехала надолго».

   Ограждают своих детей от малейших пустяков те родители, которые сами боятся всего негативного, не зная, как на это реагировать и как преподнести это ребенку. Они   делают   вид, что все прекрасно (с напускной улыбкой), но этот искусственный оптимизм не что иное, как защита от реальности, способ не видеть проблем.

    Ребенок   должен взрослеть постепенно: если он с детства не учится справляться с разными эмоциональными потрясениями, то  не будет  знать, как с этим справиться, как проявить уместные в данной ситуации чувства и эмоции и на все 100% проявит  неадекватность.

Вы должно быть встречали таких детей: они всегда улыбаются, но, например, если их кто-то обзовет в детском саду, они могут кирпичом кинуть ребенку в голову. Потому что не знают, где границы, не умеют обращаться с эмоциями и адекватно действовать в таких ситуациях.

                                                                Полезные советы

  1. Научите ребенка различать и называть свои чувства и эмоции

Родители   заблуждаются, думая, что их дети понимают все точно так же хорошо как они сами.  Все чувства и эмоции (позитивные и негативные) нужно проговаривать.  Например, ребенок в 4 года выиграл на соревнованиях по плаванию, он стоит на пьедестале, все хлопают, такое первый раз в его жизни. Он не очень понимает, что происходит. Он  перевозбужден. Не понимает, вокруг все «хорошо» или все «плохо». Родителей — должны объяснить ему, что он чувствует и что с ним происходит.  Н-р: «ты сегодня участвовал в соревнованиях, где каждый старался плыть как можно быстрее. Все хотели победить и приплыть первыми, но ты оказался лучше всех, потому что усердно тренировался, хорошо кушал. Так бывает: кто-то проигрывает, кто-то выигрывает. Сейчас ты очень рад и взволнован, но очень устал. Видишь, Федя, который приплыл последним, очень расстроен, потому что…»

Именно проговаривая, объясняя свои эмоции, ребенок учится понимать их. В таком случае он сможет достаточно спокойно пережить победу или неудачу, не впав в истерику.

  1. Сложные ситуации объясняйте на своем примере или в формате историй

Н-р, «Когда я была маленькой, то…», придумать историю про кого-либо. Важно проиллюстрировать, что и у вас были такие неудачи и вы с ними справились вот таким образом. Когда ребенок слышит такие примеры из жизни, ему становится спокойнее, он понимает, что жизнь не сулит беды, со всем можно справиться.

3.Внедряйте в жизнь детей с раннего возраста полезные присказки-пословицы

Такие, которыми старшее поколение сопровождало свои рассказы: «как бог даст, так и будет», «перемелется — мука будет», «было да прошло», «ничего, и с таким справлялись», «утро вечера мудренее». Все они говорят ребенку, что «это горе, да не горе», со всем можно справиться.

4.Призывайте ребенка делиться своими проблемами, обсуждать их

 Именно ЭТО   поможет выработать внутреннюю стабильность. Дети боятся или стыдятся рассказывать своим близким про то, что им непонятно, обидно. Важно, чтобы родители объясняли: чтобы справиться с трудностями, ими нужно делиться с самыми близкими. Ребенку необходимо видеть, как различные проблемы обсуждают в кругу семьи (и от этих разговоров его не стоит прятать). Показывать, что есть различные пути выхода из сложных ситуаций, они не всегда простые и решение может прийти на ум не сразу, но все же оно есть.

5.Научите малыша замечать мелкие радости и делать мелкие похвалы

 Пение птиц, распустившийся цветок, солнечное утро — все это наполняет нашу жизнь красками, нужно научиться видеть такие приятные мелочи вокруг. Что касается приятных слов, взрослым тоже нужно хвалить и подбадривать друг друга в присутствии ребенка, чтобы он видел эти модели поведения (как мама вкусно готовит, какое красивое платье, какой папа сильный).

6.Поощряйте занятия «нормальным» спортом и творчеством

Такие занятия должны быть «по любви», а не ради   нарциссический потребностей родителей.

7.Сделайте дома «стену славы»

Все милые вещи, которые копятся в процессе взросления ребенка, прекрасно подойдут для этой цели: рисунки, смешные фотографии, первые грамоты, открытки от друзей, медали. Не спешите их выбрасывать, а лучше повесьте в общем пространстве, где это все смогут увидеть. Такие детали создают положительные эмоции и поддерживают ребенка.

                  Качества характера, которые помогут развить здоровый оптимизм

  • доброта,
  • легкость (не легкомыслие) к  приключениям,
  • способность переключаться с одного на другое,
  • способность искать способы утешения (упал, разбил коленку, поревел, отвлекся),
  • умение придумывать разные истории, фантазировать,
  • способность к  эмпатии, пониманию мотивов и чувств других людей,
  • умение поддержать и утешить других людей, смягчить боль,
  • коллективизм (сейчас многие семьи живут в отстраненности, каждый сам за себя. Должно быть чувство плеча, дружбы, понимание, что, когда мне будет плохо есть люди, которые мне помогут, разделят со мной горе),
  • умение терпеть (когда не каждый каприз встречается с пониманием). Н-р: «Сейчас у меня чего-то нет, но оно у меня будет. Я могу мечтать о том, что я хочу»,
  • умение радоваться мелочам (учите детей замечать прекрасное, делайте ребенку мелкие сюрпризы, в т. ч. от воображаемых существ «белочка тебе передала подарок»). Сейчас многие малыши ничего не ждут, у них уже все есть. А когда нет поводов для радости, это тоже делает из детей пессимистов.

         Уважаемые родители!

Не стройте вокруг своего ребенка непроницаемые стены, которые будут мешать ему в будущем, а просто научите видеть и любить жизнь во всем ее многообразии.  На  проблемы  и неприятности - грамотно реагируйте.  Это ваша педагогическая задача.

 

Литература:

 //Наталья Писаренко  « 7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом».

МБДОУ «Детский сад №138» г.о.Самара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и рекомендации родителям. Тема: "Развитие творческих способностей детей"

Как известно в детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. Но многие ли задумываются над тем, что творческие способности детей необходимо развивать. К сожалению, большин...

Советы и рекомендации родителям по обучению детей правилам дорожного движения

НИКТО НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦЕ, СОБЛЮДЕНИЮ ИМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ!Ребенка надо учить, прежде всего, в семье и детском саду. Дорога с ребе...

Вопросы адаптации к ДОУ. Советы и рекомендации родителям. Статья. (Из опыта работы воспитателя)

Статья посвящена проблемам и вопросам адаптационного периода детей в ДОУ. Она содержит рекомендации родителям, как помочь своему ребенку легче пройти  этот период....

Советы и рекомендации родителям по обучению детей правилам дорожного движения.

Никто не может заменить родителей при обучении ребенка дисциплинированному поведению на улице, соблюдению им правил безопасности! Дорога с ребенком в детский сад и обратно-идеальный способ не тол...

Презентация "Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников в вопросах и ответах....

Консультация для родителей "Практические советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?...