Консультация для родителей
консультация
«Чтение художественной литературы дома».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Чтение художественной литературы дома».
Всестороннее развитие ребенка в раннем детстве - залог его успешного будущего. Важную роль в развитии человека любого возраста играет чтение книг, ведь благодаря книгам мы познаем мир, как реальный, так и придуманный, чему-то учимся, совершенствуемся.
Когда мы были еще совсем маленькими, то миссия чтения книг ложилась на плечи наших родителей.
Сейчас, практически с самого рождения, ребенка сопровождает книга. Сначала это пластиковые книжки-пищалки с простыми картинками, затем - красочные книги из плотного картона, затем - обычные книги с крупным шрифтом, и как завершение - взрослые книги с обычным типографским шрифтом и с малым количеством иллюстраций.
Чтобы ребенок и книга продолжали сопровождать друг друга в течение всей жизни, надо над этим поработать.
Зачем читать детям книги на ночь?
Малыш и мама, малыш и папа - это связь ребенка с родителями, данная природой. Тесный контакт, как физический, так и душевный между мамой и ее ребенком закрепляется при грудном вскармливании, а сладкий детский сон убаюкивание в это время маминой колыбельной. Мамин голос, нежный и родной, сопровождает ребенка с самого зарождения его жизни. После прекращения грудного вскармливания и тогда, когда колыбельная песенка перестает быть актуальной, многие родители забывают о сохранении тесной эмоциональной связи между ними и ребенком. Мамин голос часто начинает заменять просмотр мультфильмов на ночь, а хорошо нежное отцовское слово превращается в редкий дар. Общение с ребенком превращается в основном в язык команд и запретов: “помой руки”, “поиграй”, “посмотри мультик” ... Активный жизненный ритм и реалии современной жизни отдаляют друг от друга родителей и их детей. Поэтому, мудрые и любящие родители должны ценить общение с малышом, что позволяет укрепить взаимосвязь с ребенком.
Вот здесь и приходит на помощь чтение детям книг на ночь? Почему именно на ночь? Здесь можно выделить несколько причин такого удачно выбранного времени суток для чтения:
• Время перед сном - это тот период, когда все уже освободились от дневных забот. Поэтому, это наиболее удачно выбранное время суток для создания доверительной атмосферы между родителями и ребенком, это своеобразный семейный ритуал, посвященный общему делу, общению, взаимному проявлению любви и гармонии.
• Чтение детям на ночь - это продолжение колыбельной, которая выполняла миссию укачивания, но с возрастом перешла на другую - более высокую ступеньку.
• Вечерняя атмосфера сама по себе успокаивает, поэтому чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует формированию положительных эмоций, а следовательно - и приятных сновидений.
Любовь к чтению.
Часто родители жалуются на то, что их ребенок не любит читать книги, забывая при этом, что любовь к чтению можно и нужно прививать. Чтение детям книг на ночь - хороший и эффективный способ формирования любви к книгам в будущем. Только вот, если шанс упущен, то его вряд ли догонишь. Поэтому, читать книги важно именно в том возрасте, когда ребенок сам еще не в состоянии достаточно много прочитать.
Сказки на ночь или сказкотерапия.
“Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок”, - сразу вспомнилось про сказки. Чтение детям сказок на ночь - это лучшее средство хорошего укачивания и засыпания. Сказкотерапия хорошо себя зарекомендовала с давних времен. Чтение сказок - это замечательное средство для формирования психики и восприятия окружающего мира малышом, это важный инструмент раннего развития, а также главный элемент воспитательной работы.
Чтение сказок, обсуждение действий и поступков действующих лиц, а также фантазирование продолжений историй способствуют всестороннему развитию интеллекта ребенка. Сказкотерапия на ночь - это залог хорошего засыпания для непоседливого малыша. Главное - научиться заинтриговать кроху и побудить в нем интерес к слушанию.
Чтобы чтение приносило удовольствие и реальную пользу, нужно придерживаться простых, но важных правил:
• Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесет никакой пользы.
• Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трех читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трех до пяти лет - 15-20 минут подряд. Хочу заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под нужды вашего ребенка.
• Чтение книги ребенку на ночь должно приносить взаимное удовольствие. Если вы себя просто заставляете читать, чтобы выполнить ежедневный план, это не принесет никакого удовольствия вашему ребенку. Известно, что малыш очень чувствует эмоции своих родителей, поэтому чтение книги должно происходить за позитивного настроя и должно приносить максимум удовольствия.
• Выбирая книги, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребенка.
• Не выбирайте страшных книг, будоражащих воображение.
• Читая каждый день книги своему ребенку, вы способствуете расширению его знаний и словарного запаса.
• Рекомендуется чтение книг обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребенка как с мамой так и с папой.
• Читайте книгу медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.
• Не заменяйте живое чтение “сухими безжизненными” аудиокнигами.
От 3-х до 6 лет
В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, предлагайте ему пересказывать прочитанное - последовательно, с самого начала. Это разовьет его память и логику и мышление. Детская книга - это гармония текста и графики, текста и информации, вне текста. Не следует забывать о иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой.
Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Параллельно с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное. В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия ребенку следует читать. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:
• Сначала мама “глаза в глаза” читает ребенку текст и не показывает картинок;
• Далее рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
• Обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
• Демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
• Соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке;
• Читать следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сразу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.
Примерно в 5 лет некоторые дети начинают читать самостоятельно, но ускорять это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.
Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.
1. Следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.
2. Старайтесь всегда читать малышу выразительно. Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее. Ваши старания все равно не останутся неоцененными - ведь для ребенка у всех это получается, но главное, для ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, - ребенок прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться. Читайте так как у вас получается, в данном случае это не главное.
3. Прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально с уважением относятся к книгам. Во всяком случае, книги должны храниться в определенном месте. Ребенка следует с самого раннего возраста учить, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она “живая”, она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно создать дома традицию: каждую новую книгу “приглашайте” в дом как самого завидного гостя, “усаживайте” на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к чтению.
4. Не читайте вместе с ребенком на спешку, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малышня забирается к маме на колени. Посадите ее так, чтобы видеть реакцию своего ребенка. Первый раз читайте “глаза в глаза”, не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните ребенку, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и спросите у ребенка о них, попытайтесь выяснить, поняла ли она, о чем идет речь, или может что-то непонятно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочитайте текст еще раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...