Консультация для родителей "Значение музыки в художественно-эстетическом воспитании дошкольников".
консультация
Консультация для родителей "Значение музыки в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значение музыки в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.
Консультация для родителей
«Благодаря музыке в человеке пробуждается
представление о возвышенном, величественном,
прекрасном не только в окружающем мире,
но и в самом себе.
Музыка – могучее средство самовоспитания…»
В.А.Сухомлинский
Эстетическое воспитание дошкольников – это формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное. Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства.
Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский.
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях.
Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка, под ее влиянием развивается художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию.
Общение с музыкой следует начинать как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию, а находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», - говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.
В работе с детьми дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.
Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста является и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.
Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах у детей хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.
Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям, развития пластической и мимической выразительности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-450177-1411133745.jpg)
Влияние музыки на художественно-эстетическое воспитание дошкольников
Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-998808-1516457032.jpg)
Консультация для воспитателя. "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников."
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, восп...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-1088090-1543603583.jpg)
Консультация на тему: "Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников"
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей- вот главные идеи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/25/picture-1259708-1595639365.jpg)
Консультация "Музыкальная деятельность как средство художественно - эстетического воспитания дошкольников"
Успех эстетического развития и воспитания детей обязательно предполагает формирование эстетического отношения ко всему окружающему и умению ценить прекрасное в жизни. В содержании воспитания и развити...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-1363525-1636903630.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников»
Развитие художественных способностей детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-731585-1598774912.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников»
Художественно-эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-1375473-1641374309.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование основ художественно-эстетического вкуса у дошкольников»
Художественно-эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.Эстетический вкус проявляется в том, что человек получае...