Консультация для родителей «Какая польза от мнемотехники для детей».
консультация (старшая группа)

Тушакова Наркиза Хисамовна

Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников становится более актуальным. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания, развивает ассоциативное и логическое мышление детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k5.docx533.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Консультация для родителей

«Какая польза от мнемотехники  для детей».

Составила:воспитатель

Тушакова Наркиза Хисамовна

Яр-Сале

2018 год

Какая польза от мнемотехники  для детей.

Преимуществ от данной техники множество, например:

  1. Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  2. Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  3. Представления об окружающем мире расширяются.
  4. Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  5. Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  6. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  7. При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  8. Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  9. Раскрываются творческие способности детей.

в мнемотехнике работают два полушария

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Мнемотехникой  может заниматься человек от 3 до 99 лет.

С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.

В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Как заниматься.

Есть разные варианты занятий, их много.

Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

пересказ рассказа с помощью мнемотехники

1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз .

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Составляем рассказ описание.

Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.

рассказ описание с помощью мнемотехники

Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:

  1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
  2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
  3. Привести пример описания.
  4. Попросить  ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Что же такое алгоритм рассказа? Алгоритм  – это точное представление у ребенка того что надо сказать, и в какой последовательности это надо говорить.

https://promany.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8E%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B2%D0%B5%D0%B1.jpg

Например, просим ребенка рассказать вот об этом предмете. Опираясь на мнемотаблицу.

алгоритм рассказа длядетей

Примерно, мы должны услышать следующее:

Это посуда, кастрюля, кастрюля красного цвета в белый горошек, она среднего размера и сделана  из железа, у нее есть две ручки и крышка, кастрюля нужна для того чтобы готовить суп, кашу или компот.

Все просто! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Сейчас у многих детей отсутствует умение связно составить рассказ на заданную тему.

Это один из трудно дающихся видов речи у детей. Так как в силу возраста не хватает словарного запаса и знаний у детей.

Этому навыку обучают воспитатели в детских садах, но часто бывает так, что для ребенка этого недостаточно. Ребенку постоянно нужна практика, поэтому родители тоже должны включиться в этот процесс, если хотят, чтобы ребенок к школе мог  легко и просто рассказать о любом животном, овоще или фрукте, явлении природы и т.п. Чтобы у ребенка была красивая и связная речь.

Описываем Осень.

Будем составлять рассказ, опираясь на мнемотаблицу. Мнемотаблица – это карточка, схема с изображениями, смотря на которую ребенок понимает, о чем нужно рассказать и в какой очередности.

алгоритм осень 

Смотря на эту карточку, ребенок понимает, что, и о чем надо говорить:

  1. Нужно рассказать о погоде: какое солнце, какое небо, какая температура на улице, и какие особенности данного сезона.
  2. Что особенного происходит в осенний период, какой растительный мир.
  3. Как в это время года одеваются люди.
  4. Как ведут себя птицы.
  5. Как ведут себя животные.
  6. Какие работы делают на улице люди в это время года.
  7. Чем забавляются дети осенью.
  8. Поведение насекомых.

Например:

Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце уже не поднимается высоко, и не так сильно греет. Часто идут дожди, поэтому на дорогах лужи. Все чаще дует холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. В это время года с полей и огородов люди убирают урожай.

На улице все холоднее, и люди одеваются теплее. Теплые куртки, плащи, шапки и шарфы. Обувают сапоги и ботинки. Берут с собой зонтик, если вдруг пойдет дождь. Не слышно пение птиц. Птицы готовятся к зиме. Строят гнезда. А перелетные птицы улетают в теплые края. Они улетают, потому что осенью становится холодно и им нечего есть.

Животные осенью в лесу, тоже готовятся к зиме. Они делают запасы. Меняют летние шубки, на зимние.

Взрослые собирают урожай овощей и фруктов, на полях, садах, огородах.

Дети гуляют в осенних парках, собирают букеты из листьев. Ходят с родителями в лес за грибами. Катаются на велосипеде и роликах.

Насекомые готовятся к зиме. В лесах больше не видно насекомых. Так как они забираются в укромные места и впадают в спячку.

Заучивание стихотворения

Используя вспомогательные картинки в мнемотаблицах, заучивание стихов превращает в игру.

Все очень просто:

  1. Вы читаете ребенку стих с выражением.
  2. Потом повторно прочитываете еще раз, но, уже опираясь на мнемотаблицу (показывая к какой картинке, относится какое слово).
  3. Спрашиваете, все ли понятно ребенку, если нет, то в доступной форме надо объяснить не понятные вещи.
  4. Ребенок рассказывает, смотря на таблицу, стих.

Сшили Тане сарафанчикМнемотаблицы стихи Сшили Тане сарафанчик

Список рекомендуемой литературы по мнемотехнике.

Литература: Барсукова Е. Л.. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед. — 2009.- № 5. — С 18–23. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера, 2009–65 с. Большова Т. В.

Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 96 с. Гурьева Н. А.

 Упражнения по мнемотехнике. — СПб: Светлячок, 2000. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-пресс, 2010–64с. Сваткова Л. А.

Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам Метод. руководство, картинный комплект. — М.: Книголюб, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О пользе сказок для детей"

Сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суе...

Консультация для родителей «Какая польза конструкторов LEGO для детей?»

laquo;Конструируя, ребёнок действует,Как зодчий, возводящий зданиеСобственного интеллекта.»Ж. Пиаже. Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и...

Консультация для родителей «О пользе чтения книг детям 5 – 7 лет»

Консультация для родителей «О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 – 7 лет» Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм ,игр на т...

Консультация для родителей «Какая польза конструкторов LEGO для детей?»

Консультация для родителей «Какая польза конструкторов LEGO для детей?»...

Консультация для родителей "О пользе чтения вслух детям"

Консультация для родителей "О пользе чтениия вслух детям". В материяле описывается как чтение вслух книг для детей, влияет на речевое развитие....

Консультация для родителей «Какую пользу ребенку с расстройством аутоиммунного спектра принесет знакомство с природой».

Консультация для родителей воспитывающих детей РАС. Материал содержит рекомендации как правильно организовать контакты с внешним миром детям с расстройством аутоиммунного спектра....