Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в ДОУ
консультация

Шпота Анастасия

В статье представлены рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и группы спецального назначения. Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с задержкой психического развития  подлежат дети с выраженным диагнозом «задержка психического развития» вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР в результате педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_priemu.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и группы специального назначения

 

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточноостью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности или, наоборот, вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения лексико-грамматических конструкций.

У значительной части наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, недостаточная развернутость высказывания.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в своевременной помощи взрослого для усвоения способа действия и переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.

Дети 7-го года жизни с задержкой психического развития владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются); при обратном счете испытывают затруднения, пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но затрудняются назвать конечный результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне детям доступно, однако они порой затрудняются в объяснении причинно-следственных связей.

Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.

Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, отсутствует контроль за собственным поведением. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.

При значительной неоднородности клинико-психологической структуры у детей с ЗПР в дошкольном возрасте наряду с незрелыми психическими функциями имеются сохранные, на которые можно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Дети с ЗПР направляются специалистами лечебных и лечебно-профилактических учреждений на медико-психолого-педагогическую комиссию (ПММК) для решения вопроса об определении их в соответствующее детское учреждение, где осуществляются лечебно-коррекционные мероприятия.

Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или специальную группу выносится ПМПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.

Основными медицинскими показателями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:

  • ЗПР церебрально-органического генеза;
  • ЗПР по типу конституционального (гармоничного) психического и психофизического инфантилизма;
  • ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизации;
  • ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу), психогенная инфантилизация,
  • ЗПР вследствие иных причин.

Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.

При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР - церебрально-органического генеза и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.

В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6-9 мес. При необходимости этот срок может быть продлен.

Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:

  • олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
  • выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • выраженные нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание);
  • шизофрения с выраженным расстройством эмоционально-волевой сферы;
  • выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
  • частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
  • стойкий энурез, энкопрез;
  • хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.

Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения системы образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.

Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные нарушения, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается ПМПК.

После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (в отдельных случаях - о направлении в специальную школу соответствующего типа).

Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.

Для детей с ЗПР организуются:

  • детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей потребности;
  • дошкольные группы при массовых дошкольно-образовательных учреждениях, детских домах общего типа;
  • дошкольные группы при школах-интернатах для детей с задержкой психического развития;
  • консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с ЗПР.

Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа - дети в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная - от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастных групп.

Заведующий дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением ПМПК.

Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы

Рекомендации позволяют грамотно осуществлять прием детей с ЗПР в коррекционную группу...

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развитияУспех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учит...

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР) Развитие умения общения с ребенком....

Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологов;Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок д...

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей....

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития...