Консультация для родителей по теме: "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"
консультация (старшая группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsul_taciya_2.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме: "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Подготовила: учитель-логопед  Кочеткова К.Т.

Уважаемые родители, тема сегодняшней консультации «Автоматизация звуков». Выбрала я эту тему конечно не случайно, а исходя из того, что звуки у детей получаются четкими, а в произвольной речи ребенок эти звуки произносит искаженно. Это значит, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.

( Результаты по постановке звуков детей)

Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук.

Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:

  • автоматизацию изолированного звука;

  • автоматизацию звука в слогах;
  • автоматизацию звука в словах;

  • автоматизацию звука в словосочетаниях;
  • автоматизацию звука в предложениях;

  • автоматизацию звука в связной речи;

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.

  1. Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Условно я разделила эти приёмы на четыре группы:

  • Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
  • Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;

  • Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;

  • Приёмы, предусматривающие использование различных предметов; Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

Упражнения:

  1. Игры автоматизацию изолированного звука.

«Будем рисовать речку» ( С), «Сейчас мы с тобой будем рисовать змейку» (Ш) – рисуем

змейку и долго тянем звук ш-ш-ш…

«Мы        будем        рисовать        спиральку»        ,        (С)        –        тянем        веревочку        и        где        остановились,

завязываем узелки или рисуем спираль и ставим точки.

Электронные игры  для закрепления изолированных звуков.

  1. Игры автоматизацию звука в слогах.

Рисуем руку с гласными звуками  при произнесении слогов нажимаем на нужный гласный звук.

  • Ша- шо – шу- ше- ши-шэ
  • аш-ош-уш-ыш-иш

  • аша – ашо-ашу-аши

-шапка –шов – шум – шина

Игра: «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

  • «Скажи слог аша столько раз сколько я хлопну в ладоши (3);

  • «Скажи слог шта столько раз столько раз сколько я хлопну в ладоши( 4)
  • «Скажи слово шапка столько раз сколько я хлопну в ладоши ( 2);

  • «Скажи слова Маша столько раз сколько я хлопну в ладоши ( 3 );

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.

Ша-ша-шо

Шо-шо-шу

Ши-шу-ши

(Эта игра развивает фонематический слух)

  1. Игры со словами (продуктивная деятельность).

Рисование забора для слона Придумай слово на звук (С) и нарисуй одну палочку у забора.

(Сначала слова придумывает ребенок, потом родитель ему помогает – у каждой команды разного цвета карандаши)

«Назови ласково»

шапка – шапочка, мешок – мешочек, Маша – Машенька, Мишка – Мишенька, шкаф – шкафчик, вишня – вишенка, мышь – мышка, Даша – Дашенька, шишка - шишечка

«Один – много»

шапка – шапки, шина – шины, мышь – мыши, кошка – кошки, мешок – мешки, шубы – шубы, бабушка – бабушки, машина- машины и т.д.

«Магазин» «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Ш». Можно спросить у ребенка, где звук Ш слышит, в начале слова, в середине или конце слова.

«Слово –шаг» (правила игры: если слово повторилось или произнес ребенок неправильно, в том случае ему придется вернуться на шаг назад)

«Счет от 1 до 7» «шуба», «мешок»

«Логопедическая ромашка» - Собери ромашку на звук «Ш» , отвернись и назови все картинки на ромашке».

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

“Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход        игры:        построить        домик        для        какого-нибудь        героя        (на        звук,        который

автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

“Солнышко”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

«Загадки».

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Слова вокруг нас».

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

  • эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

  1. Игры автоматизацию звука в словосочетаниях.

Загадки: При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например:

  • землю копала, ничуть не устала, А кто мной копал, тот и устал.

Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

  1. Игры автоматизацию звука в предложениях

  1. «Найди ошибку».

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе.

  1. Игры автоматизацию звука в связной речи.

  1. Игра: «Фанты» Правила просты: договорившись, что сейчас вы будете беседовать с ребёнком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант).

  1. Игра: «Чистоговорка» Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически щенка, кошку, жука, булавку и т.д. и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки.

  1. Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребенок сможет узнать и научиться употреблять в речи новые слова. Скажите: «Я задумала предмет, но не назову его, а расскажу о нем». В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: «Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям». Или: «Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим».

б) Специальные компьютерные игры.

Правила:

Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; ИТОГ: Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку

же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет заниматься, а, следовательно, повысится эффективность работы

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

  1. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
  1. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

  1. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

  1. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

  1. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

  1. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

  1. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звук...

Консультация для родителей на тему:"Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях"

Консультация посвещена теме "Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях".Данный материал направлен на:- привлечение родителей к совместной работе в коррекции речи детей;- оказание...

Консультация для родителей, воспитателей средней и старшей группы "Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"

             В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зав...

Консультация для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Консультация для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи»Учитель-логопед – Гладыш В.М.Автоматизировать звук – значит довести п...

Консультация для родителей по теме: "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или...

Консультация для родителей с мастер-классом для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звук...