Речевое развитие детей пятого года жизни.
консультация

Качанова Ольга Михайловна

Речевое развитие детей пятого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyatyy_god_zhizni.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ.

Нормативные показатели речевого развития детей:

Активный словарь достигает 50 слов -   1 год 6 мес.; 200 – 400 слов – 2 года;

2 000 слов –     4 года;  3 000 слов  к  5 годам, адекватно использует названия цветов  -  2 года 6 мес., замечает неправильное произношение у других детей  к 3 годам,  собственное к 4 годам,  понимает слова - обобщения, начинает их пользовать  в речи к 3 годам, употребляют в речи сложносочиненные и сложносочиненные предложения на 5-м году жизни.

Дети 4-5 лет начинают овладевать монологической речью. Ребенок должен уметь связно рассказывать о событиях из собственной жизни, описать животных или изображающие их игрушки, рассказать о нарисованном событии на рисунке или изображении на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Особенность мышления – сочетание действия и речи. Нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не умеет это делать. Знакомство глазами с новой вещью недостаточно, им еще надо чувственное восприятие предмета (потрогать, привести в действие). Детям легче находить различия, чем сходство. Ребенок пользуется обобщениями, если выделяет общий для них признак - назначение предмета, накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах. В возрасте 4-5 лет  усваивает все грамматические формы: изменение существительных единственного и множественного числа по падежам, изменение прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глаголов. В предложениях использует союзы: потому что, поэтому. Продолжается словотворчество.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Пополнять и активизировать  речь детей названиями предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны (деревянный, пластмассовый, меховая..), называть профессии людей, расширять глагольный словарь (что делает?).

 Словарь признаков (какой?).

  • Называть, кто как голос подает: конь ржет, корова мычит, свинья хрюкает, овца блеет, собака лает, кошка мяукает, курица кудахчет, гусь гогочет, петух кукарекает, индюк лопочет, утка крякает, волк воет, заяц пищит, лиса тявкает, медведь ревет, белка цокает, еж фыркает, дятел стучит, скворец поет, сорока стрекочет, воробей чирикает, кукушка кукует.
  • Учить подбирать к действию предмет.

        Пить: чай, молоко, сок, кофе, газировку;

        закрывать: сумку, дверь, коробку, глазки, книгу;

        рисовать: собаку, машину, козу, дом, цветы.

  • Учить подбирать к предмету действие.

        Мальчик – пишет, разговаривает, лепит, рисует, спит, плывет;

        кошка – спит, ест, лакает, играет, мурлычет;

        собака – бежит, сидит, лежит, кусает, грызет, лает, охраняет;

        мама – варит, гладит, читает, шьет, пылесосит, пишет.

  • При рассматривании предметов выделять характерные признаки, части предметов (хобот у слона, панцирь у черепахи, длинная шея у жирафа..).

     Проводить сравнение двух похожих предметов: ромашка - узкие белые  

     лепестки желтая серединка, роза – шипы на стебле, широкие лепестки;

     сковорода – низкие стенки, кастрюля – высокие стенки...

  • Изготовить разрезные картинки для усвоения названий частей предмета.

     Разрезать картинку так, чтобы каждая часть была на отдельном кусочке.  

     Ребенок собирает картинку, называя каждую деталь.

  • Можно рисовать предмет, называя его части.
  • Загадывать загадки на узнавание предмета по его частям, или назови части у предмета.    

                     Кузов, кабина, колеса, руль (машина).                                

           Подъезд, этажи, лестница, квартиры (дом).

           Глаза, лоб, нос, рот, брови (лицо).

           Ствол, ветки, листья, кора, сучья (дерево).

           Подоконник, рама, стекло (окно).

           Рукава, воротник, карманы, пуговицы (рубашка).

           Лепестки, серединка, стебель, листочки (цветок).

           Носик, стенки, дно, ручка, крышка (чайник)

           Дно, стенки (стакан).

  • Пополнять словарный запас с помощью загадок.

                 а) Где описан предмет с помощью действий:

С хозяином дружит,                                Все время стучит,

Дом сторожит,                                         Деревья долбит,

Живет под крылечком,                            Но их не калечит,

А хвост колечком.                                   А только лечит.

(Собака).                                                     (Дятел).

         б) Дается описание признаков предмета:

Кто зимой холодной                                 Маленькие зверьки,

Ходит злой, голодный?                            Серенькие шубки,

(Волк).                                                        Длинные хвосты,

                                                                   Остренькие зубки.

                                                                    (Мыши).

             в) Содержащие родовые понятия и видовые своеобразия данного

предмета:  это посуда, из которой пьют чай (чашка);

            - это игрушка, с помощью которой можно построить башню (кубики).

  • Пользоваться обобщениями:

        - назови одним словом: одежда, посуда, овощи, фрукты, транспорт, игрушки, дикие и домашние животные, мебель, птицы, ягоды и т. п.

        - «4-ый лишний», назови лишний предмет, объясни почему:

              -  стол, диван, кастрюля, табурет;

                - морковь, яблоко, репа, лук.

  • Вводите в активную речь антонимы: большой – маленький,  высокий – низкий, тяжелый – легкий, жарко – холодно,  быстро – медленно,               весело – грустно, толстый – тонкий,  черный – белый, горячий – холодный, чистый – грязный,  больной – здоровый,  пустой – полный,  далеко – близко.
  • Упражнять в словообразовании.

а) Образование слов с использованием уменьшительно - ласкательных

   суффиксов (ласковые слова): цветок – цветочек, ключ – ключик, ковер  –коврик,       ведро – ведерко... .

     б) Образовывать слова по аналогии:

     -  название посуды - сахарница, конфетница, сухарница, супница;

         - сложные слова – листопад, снегопад, самолет, самокат, рыболов.

      в) Дети к 5 годам адекватно должны уметь пользоваться суффиксами,  

     обозначающими профессии. 

Прочитайте детям В. В. Маяковского «Кем  быть?»; С. В. Михалкова « А что у вас?»; стихи Джанни Родари.

     Побеседуйте о профессиях: учитель, дрессировщик, лесник, строитель, сказочник, дворник, тракторист..,  поиграйте в лото.

  • Упражнять в образовании множественного числа существительных.

            Кукла – куклы, стул -..,  стол -  .., дерево - .., ухо - .., мост - ..,  

  • Упражнять в образовании существительных Р. п. единственного и множественного числа. 

      (Нет Чего? Кого?) – слона, совы, муравья, открытки;

      (много чего? Кого?) - слонов, сов, муравьев, открыток.

  • Упражнять в правильном употреблении слова в предложении,

      закреплять падежные формы существительных:

В. п. (кого? что?). «Кому какая еда?», зайцу дам морковку, корове дам траву.

Р. п. (кого? чего?). Дается для запоминания 4-5 картинок или игрушек.    

              Одну спрятать. Какой картинки не стало? (зайца, слона).

     Д. п. (кому? чему?). «Кому какая еда?», заяц рад морковке,  собака рада  

     косточке.

     Т. п.  (кем, чем). У ребенка на картинках орудия труда (молоток, пила,    

     нож, ручка, топор, поварешка). Чем пилят доску? (пилой). Чем режут

      огурец?...

              П. п. (о ком? о чем?). Я мечтаю о ...(новых сапогах, о машинке, о

                     пельменях).

  • Играть с пространственными предлогами:

     а) выполнение поручений.

        Убери книги в шкаф. Достань мяч из-под стола.

     б) ответы на вопросы.

         Куда ты спрятал машинку? Где стоит твоя обувь?

  • Обучать ориентированию в пространстве с помощью пространственных предлогов и наречий: слева, справа, сзади, впереди, близко, далеко.

               - Найди игрушку, которая находится … .

               - Назови части суток (утро, день, вечер, ночь).

               - Изучать времена года, их признаки.

  • Развивать связную речь.

     Составлять рассказ по картине.

    - О чем эта картинка?

    - Придумай название картинки, почему так назвал?  

      Обучать пересказу.

 После прочтения задавать вопросы по тексту и вопросы  

      поискового характера, зачем, почему, для чего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Особенности психо-физического и речевого развития детей пятого года жизни"

Ребенку 5-й год жизни. Это возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становя...

Речевое развитие детей пятого года жизни

Развитие речи детей пятого года жизни...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей пятого года жизни»

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторон...

Норма речевого развития детей пятого года жизни

quot;Норма речевого развития детей пятого года жизни". В помощь педагогам и родителям....

Особенности речевого развития детей пятого года жизни

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

Характеристика речевого развития детей пятого года жизни.

Возраст от 4 до 5 лет — средний дошкольный возраст. В этот период интенсивно совершенствуется познавательная функция, коммуникативные и речевые навыки. Важно уделить внимание развитию речи в рам...