тренинговое занятие для родителей "Если ваш ребенок боится"
методическая разработка
Тема: «Если ваш ребенок боится»
Цель: понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС «Тополек» г. Волгодонска
Тренинговое занятие для родителей
Тема: «Если ваш ребенок боится»
Цель: помочь родителям понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.
Выступление подготовила: педагог-психолог
Кинарейка О.А
Тема: «Если ваш ребенок боится»
Цель: понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.
Необходимые материалы: цветные карандаши, листы бумаги по количеству участников, мяч.
Ход занятия
1. Упражнение «Отзовись»
Цель: объединение группы родителей, концентрированность на сотрудничество.
Содержание. Все дружно и ритмично хлопают по коленям, отзываясь на свое имя.
2. Упражнение – Дискуссия
Цель: помочь родителям понять причины детских страхов.
Содержание. Вопросы:
- Вам знакомо чувство страха? (все мы родом из детства)
- Что означает слово страх? (В. И. Даль «Толковый словарь» Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия).
- Что такое детские страхи? (предполагаемые ответы)
- Чего боятся наши дети? (по кругу с мячом)
Понять причины детских страхов - значит, помочь ребенку избавиться от них.
Беспокойство, тревога, страхи - такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение.
Некоторые страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно.
Обычно это говорит:
- о каком - то неблагополучии;
- о нервной ослабленности ребенка;
- неправильном поведении родителей;
- незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка;
- наличие конфликтных отношений в семье.
Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам:
- от 1-3 лет - главным персонажем страшных сновидений является – волк
- от 3-5 лет - часто встречается триада страхов:
- страх одиночества,
- страх темноты,
- замкнутого пространства.
- к волку и бабе Яге присоединяется
- кощей бессмертный, Бармалей, Карабас–Барабас
(злые, коварные, воплощают собой наказания и появляются в воображении детей быть наказанными).
- от 5 – 7 лет-период интенсивного развития абстрактного мышления (формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: - откуда все взялось, зачем живут люди?; формируется опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома).
Ведущим страхом дошкольного возраста - является страх смерти
(категория смерти в 6,7 лет - это жизненная реальность - нечто неизбежное, нежелание признать это сразу и порождает у ребенка страх).
Возрастные детские страхи, это нормально. От того, как на них
реагируют родители, зависит, исчезнут они или останутся надолго.
Невротические страхи - результат длительных и неразрешимых переживаний или психических потрясений (неуверенность в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка и создает еще большие трудности в общении со сверстниками).
2.1. Мини - анкета для родителей о детском страхе
Цель: выявление причин возникновения страхов у своего ребенка.
Содержание. Отметить галочкой факторы, которые способствуют возникновению страхов у детей.
- Наличие страхов у родителей, особенно у матери.
- Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляции от общения со сверстниками.
- Эмоциональное неприятие детей, чрезмерная принципиальность родителей.
- Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола.
- Многочисленные нереализованные угрозы всех взрослых в семье.
- Конфликтные отношения между родителями.
- Психические травмы типа испуга.
- Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.
2.2. Мини-лекция
- Как же победить страх? (наладить тесный контакт с ребенком, он должен доверять родителям и верить в то, что его любят, установить спокойные внутрисемейные отношения, не допускать выяснение отношений в присутствии ребенка).
- Как избавить ребенка от страхов?
Для этого не следует:
- запирать его одного в темной или тесной комнате;
- бить ребенка (по рукам, голове, лицу, попе);
- строго наказывать и угрожать: «Плохо будет себя вести, останешься ночевать в детском саду»;
- пугать его животными, различными страшилками;
- заставлять неподвижно стоять, лежать и т.д.;
- объявлять ребенку бойкот.
- смеяться над ним и называть «трусишкой»;
- высмеивать ребенка, особенно при детях;
- наказывать за страх.
Следует помнить - к страхам приводит большое количество запретов и маленькое количество тепла и ласки.
- Как мы можем помочь ребенку?
3. Рисунок «Страхи»
Цель: знакомство со способом избавления от страха.
Содержание. Родителям предлагается нарисовать свой собственный страх. Объяснить, что через рисование ребенок выражает свои чувства и эмоции, так как рисунки являются зеркалом их внутренних переживаний - серые и черные тона означают отсутствие жизнерадостности, плохое настроение, большое количество страхов, яркие, сочные краски - свидетельствует о жизненной активности, хорошем настроении, оптимизме).
1-й этап. Следует увлечь ребенка процессом рисования на нейтральные темы: «На улице», «Любимое животное», «Моя семья».
2-й этап. Рисование «Что страшное мне снилось и чего боюсь». (Выяснить, чего ребенок боится больше всего, составить список страхов (волк, медведь, врачи), а затем нарисовать их при поддержке ребенка, предложить нарисовать снова через какое-то время).
3-й этап. Рисование «Кем я хочу стать?».
(Ребенок рисует свой рисунок, а в нем нет места страхам, можно обыграть в игре «Кто расскажет лучшую сказку», придумать историю, в которой герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх).
4. Памятка для родителей
Цель: продолжать знакомить родителей со способами преодоления страхов у ребенка.
Содержание. Помните, что перед сном нельзя:
- устраивать шумные игры;
- смотреть страшные фильмы;
- читать страшные сказки (про волков, людоедов, злых волшебников).
Как же следует организовывать процесс укладывания спать:
- Создавать спокойную, доброжелательную обстановку.
- Играть в доброжелательные игры.
- Спокойно разговаривать.
- Слушать спокойную музыку.
- Можно посмотреть добрые фильмы.
- Хорошо совместные вечерние прогулки на природу.
- Если страхи остаются, обязательно обратиться к специалисту.
5. Игра «Закончи предложение»
Цель: рефлексия занятия.
Содержание. Ведущий бросает участникам мяч и произносит начало фразы, родители ее завершают: «Я сегодня поняла, что моя дочь…»; «Я задумалась, что мне следует чаще…»; «Я считаю, что смогу помочь…»).
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС «Тополек» г. Волгодонска
Тренинговое занятие для родителей
Тема: «Если ваш ребенок боится»
Цель: помочь родителям понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.
Выступление подготовила: педагог-психолог
Кинарейка О.А
Тема: «Если ваш ребенок боится»
Цель: понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.
Необходимые материалы: цветные карандаши, листы бумаги по количеству участников, мяч.
Ход занятия
1. Упражнение «Отзовись»
Цель: объединение группы родителей, концентрированность на сотрудничество.
Содержание. Все дружно и ритмично хлопают по коленям, отзываясь на свое имя.
2. Упражнение – Дискуссия
Цель: помочь родителям понять причины детских страхов.
Содержание. Вопросы:
- Вам знакомо чувство страха? (все мы родом из детства)
- Что означает слово страх? (В. И. Даль «Толковый словарь» Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия).
- Что такое детские страхи? (предполагаемые ответы)
- Чего боятся наши дети? (по кругу с мячом)
Понять причины детских страхов - значит, помочь ребенку избавиться от них.
Беспокойство, тревога, страхи - такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение.
Некоторые страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно.
Обычно это говорит:
- о каком - то неблагополучии;
- о нервной ослабленности ребенка;
- неправильном поведении родителей;
- незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка;
- наличие конфликтных отношений в семье.
Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам:
- от 1-3 лет - главным персонажем страшных сновидений является – волк
- от 3-5 лет - часто встречается триада страхов:
- страх одиночества,
- страх темноты,
- замкнутого пространства.
- к волку и бабе Яге присоединяется
- кощей бессмертный, Бармалей, Карабас–Барабас
(злые, коварные, воплощают собой наказания и появляются в воображении детей быть наказанными).
- от 5 – 7 лет-период интенсивного развития абстрактного мышления (формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: - откуда все взялось, зачем живут люди?; формируется опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома).
Ведущим страхом дошкольного возраста - является страх смерти
(категория смерти в 6,7 лет - это жизненная реальность - нечто неизбежное, нежелание признать это сразу и порождает у ребенка страх).
Возрастные детские страхи, это нормально. От того, как на них
реагируют родители, зависит, исчезнут они или останутся надолго.
Невротические страхи - результат длительных и неразрешимых переживаний или психических потрясений (неуверенность в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка и создает еще большие трудности в общении со сверстниками).
2.1. Мини - анкета для родителей о детском страхе
Цель: выявление причин возникновения страхов у своего ребенка.
Содержание. Отметить галочкой факторы, которые способствуют возникновению страхов у детей.
- Наличие страхов у родителей, особенно у матери.
- Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляции от общения со сверстниками.
- Эмоциональное неприятие детей, чрезмерная принципиальность родителей.
- Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола.
- Многочисленные нереализованные угрозы всех взрослых в семье.
- Конфликтные отношения между родителями.
- Психические травмы типа испуга.
- Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.
2.2. Мини-лекция
- Как же победить страх? (наладить тесный контакт с ребенком, он должен доверять родителям и верить в то, что его любят, установить спокойные внутрисемейные отношения, не допускать выяснение отношений в присутствии ребенка).
- Как избавить ребенка от страхов?
Для этого не следует:
- запирать его одного в темной или тесной комнате;
- бить ребенка (по рукам, голове, лицу, попе);
- строго наказывать и угрожать: «Плохо будет себя вести, останешься ночевать в детском саду»;
- пугать его животными, различными страшилками;
- заставлять неподвижно стоять, лежать и т.д.;
- объявлять ребенку бойкот.
- смеяться над ним и называть «трусишкой»;
- высмеивать ребенка, особенно при детях;
- наказывать за страх.
Следует помнить - к страхам приводит большое количество запретов и маленькое количество тепла и ласки.
- Как мы можем помочь ребенку?
3. Рисунок «Страхи»
Цель: знакомство со способом избавления от страха.
Содержание. Родителям предлагается нарисовать свой собственный страх. Объяснить, что через рисование ребенок выражает свои чувства и эмоции, так как рисунки являются зеркалом их внутренних переживаний - серые и черные тона означают отсутствие жизнерадостности, плохое настроение, большое количество страхов, яркие, сочные краски - свидетельствует о жизненной активности, хорошем настроении, оптимизме).
1-й этап. Следует увлечь ребенка процессом рисования на нейтральные темы: «На улице», «Любимое животное», «Моя семья».
2-й этап. Рисование «Что страшное мне снилось и чего боюсь». (Выяснить, чего ребенок боится больше всего, составить список страхов (волк, медведь, врачи), а затем нарисовать их при поддержке ребенка, предложить нарисовать снова через какое-то время).
3-й этап. Рисование «Кем я хочу стать?».
(Ребенок рисует свой рисунок, а в нем нет места страхам, можно обыграть в игре «Кто расскажет лучшую сказку», придумать историю, в которой герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх).
4. Памятка для родителей
Цель: продолжать знакомить родителей со способами преодоления страхов у ребенка.
Содержание. Помните, что перед сном нельзя:
- устраивать шумные игры;
- смотреть страшные фильмы;
- читать страшные сказки (про волков, людоедов, злых волшебников).
Как же следует организовывать процесс укладывания спать:
- Создавать спокойную, доброжелательную обстановку.
- Играть в доброжелательные игры.
- Спокойно разговаривать.
- Слушать спокойную музыку.
- Можно посмотреть добрые фильмы.
- Хорошо совместные вечерние прогулки на природу.
- Если страхи остаются, обязательно обратиться к специалисту.
5. Игра «Закончи предложение»
Цель: рефлексия занятия.
Содержание. Ведущий бросает участникам мяч и произносит начало фразы, родители ее завершают: «Я сегодня поняла, что моя дочь…»; «Я задумалась, что мне следует чаще…»; «Я считаю, что смогу помочь…»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ДЕДА МОРОЗА?
В прошлом году у моего младшего сына Даниэля был первый «взрослый» Новый год. Ему было без одной недели 2 года: первые утренники и маскарады, домашний Новый год с приглашенным Дедом Морозом...
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ДЕДА МОРОЗА?
В прошлом году у моего младшего сына Даниэля был первый «взрослый» Новый год. Ему было без одной недели 2 года: первые утренники и маскарады, домашний Новый год с приглашенным Дедом Морозом...
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ДЕДА МОРОЗА?
В прошлом году у моего младшего сына был первый «взрослый» Новый год. Ему было без одной недели 2 года: первые утренники и маскарады, домашний Новый год с приглашенным Дедом Морозом...
Ночные страхи. Ребенок боится спать один
Действительно ли страх заставляет ребенка бежать в кровать к папе и маме? Такому поведению есть два объяснения, которые тесно взаимосвязаны друг с другом....
"Если ребенок боится"
Презентация для родителей и педагогов....
ДЕТСКИЕ СТРАХИ И, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК БОИТСЯ
В раннем возрасте (до 3 лет) страхи детей обычно связаны с частой непредсказуемостью окружения, частыми переменами в жизни с тем, что ребенок не успевает к этим переменам адаптироваться. Самый пи...
СТРАШНЫЙ ДЕД В КРАСНОМ ХАЛАТЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ДЕДА МОРОЗА?
Для многих наших малышей этот новый год будет первым «осознанным» новогодним праздником с утренниками и новогодними елками, театральными постановками и сюрпризами, с долгожданными подарками под елкой ...