тренинговое занятие для родителей "Если ваш ребенок боится"
методическая разработка

Кинарейка Ольга Анатольевна

 

Тема: «Если ваш ребенок боится»

Цель: понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС «Тополек» г. Волгодонска

Тренинговое занятие для родителей

Тема: «Если ваш ребенок боится»

Цель: помочь родителям понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.

Выступление подготовила: педагог-психолог

Кинарейка О.А

Тема: «Если ваш ребенок боится»

Цель: понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.

Необходимые материалы: цветные карандаши, листы бумаги по количеству участников, мяч.

Ход занятия

1. Упражнение «Отзовись»
Цель
: объединение группы родителей, концентрированность на сотрудничество.

Содержание. Все дружно и ритмично хлопают по коленям, отзываясь на свое имя.

2. Упражнение – Дискуссия
Цель
: помочь родителям понять причины детских страхов.

Содержание. Вопросы:

- Вам знакомо чувство страха? се мы родом из детства)

- Что означает слово страх? (В. И. Даль «Толковый словарь» Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия).

- Что такое детские страхи? (предполагаемые ответы)

- Чего боятся наши дети? (по кругу с мячом)

Понять причины детских страхов - значит, помочь ребенку избавиться от них.

Беспокойство, тревога, страхи - такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение.

Некоторые страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно.

Обычно это говорит:

 - о каком - то неблагополучии;

 - о нервной ослабленности ребенка;

 - неправильном поведении родителей;

 - незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка;

 - наличие конфликтных отношений в семье.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам:

- от 1-3 лет - главным персонажем страшных сновидений является – волк

- от 3-5 лет - часто встречается триада страхов:

  •  страх одиночества,
  •  страх темноты,
  •  замкнутого пространства.
  •  к волку и бабе Яге присоединяется
  •  кощей бессмертный, Бармалей, Карабас–Барабас
    (злые, коварные, воплощают собой наказания и появляются в воображении детей быть наказанными).

- от 5 – 7 лет-период интенсивного развития абстрактного мышления (формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: - откуда все взялось, зачем живут люди?; формируется опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома). 

Ведущим страхом дошкольного возраста - является страх смерти

(категория смерти в 6,7 лет - это жизненная реальность - нечто неизбежное, нежелание признать это сразу и порождает у ребенка страх).

Возрастные детские страхи, это нормально. От того, как на них

реагируют родители, зависит, исчезнут они или   останутся надолго.

Невротические страхи - результат длительных и неразрешимых переживаний или психических потрясений (неуверенность в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка и создает еще большие трудности в общении со сверстниками).

2.1.  Мини - анкета для родителей о детском страхе
Цель
: выявление причин возникновения страхов у своего ребенка.

Содержание. Отметить галочкой факторы, которые способствуют возникновению страхов у детей.

  1. Наличие страхов у родителей, особенно у матери.
  2. Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляции от общения со сверстниками.
  3. Эмоциональное неприятие детей, чрезмерная принципиальность родителей.
  4.  Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола.
  5.  Многочисленные нереализованные угрозы всех взрослых в семье.
  6.  Конфликтные отношения между родителями.
  7.  Психические травмы типа испуга.
  8.  Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного    общения со сверстниками и взрослыми.

2.2. Мини-лекция

- Как же победить страх? (наладить тесный контакт с ребенком, он должен доверять родителям и верить в то, что его любят, установить спокойные внутрисемейные отношения, не допускать выяснение отношений в присутствии ребенка).

- Как избавить ребенка от страхов?

Для этого не следует:

- запирать его одного в темной или тесной комнате;

- бить ребенка (по рукам, голове, лицу, попе);

- строго наказывать и угрожать: «Плохо будет себя вести, останешься ночевать в детском саду»;

- пугать его животными, различными страшилками;

- заставлять неподвижно стоять, лежать и т.д.;

- объявлять ребенку бойкот.

- смеяться    над    ним   и называть «трусишкой»;

- высмеивать ребенка, особенно при детях;

- наказывать за страх.

Следует помнить - к страхам приводит большое количество запретов и маленькое количество тепла и ласки.

- Как   мы   можем   помочь ребенку?

3. Рисунок «Страхи»

Цель: знакомство со способом избавления от страха.

Содержание. Родителям предлагается нарисовать свой собственный страх. Объяснить, что через рисование ребенок выражает свои чувства и эмоции, так как рисунки являются зеркалом их внутренних переживаний - серые и черные тона означают отсутствие жизнерадостности, плохое настроение, большое количество страхов, яркие, сочные краски - свидетельствует о жизненной активности, хорошем настроении, оптимизме).

1-й этап. Следует увлечь ребенка процессом рисования на нейтральные темы: «На улице», «Любимое животное», «Моя семья».

2-й этап. Рисование «Что страшное мне снилось и чего боюсь». (Выяснить, чего ребенок боится больше всего, составить список страхов (волк, медведь, врачи), а затем нарисовать их при поддержке ребенка, предложить нарисовать снова через какое-то время).

3-й этап.  Рисование «Кем я хочу стать?».

(Ребенок рисует свой рисунок, а в нем нет места страхам, можно обыграть в игре «Кто расскажет лучшую сказку», придумать историю, в которой герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх).

4. Памятка для родителей
Цель
: продолжать знакомить родителей со способами преодоления страхов у ребенка.

Содержание. Помните, что перед сном нельзя:

- устраивать шумные игры;

- смотреть страшные фильмы;

- читать страшные сказки (про волков, людоедов, злых волшебников).

Как же следует организовывать процесс укладывания спать:

- Создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

- Играть в доброжелательные игры.

- Спокойно разговаривать.

- Слушать спокойную музыку.

- Можно посмотреть добрые фильмы.

- Хорошо совместные вечерние прогулки на природу.

- Если страхи остаются, обязательно обратиться к специалисту.

5. Игра «Закончи предложение»

Цель: рефлексия занятия.

Содержание. Ведущий бросает участникам мяч и произносит начало фразы, родители ее завершают: «Я сегодня поняла, что моя дочь…»; «Я задумалась, что мне следует чаще…»; «Я считаю, что смогу помочь…»).



Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС «Тополек» г. Волгодонска

Тренинговое занятие для родителей

Тема: «Если ваш ребенок боится»

Цель: помочь родителям понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.

Выступление подготовила: педагог-психолог

Кинарейка О.А

Тема: «Если ваш ребенок боится»

Цель: понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них.

Необходимые материалы: цветные карандаши, листы бумаги по количеству участников, мяч.

Ход занятия

1. Упражнение «Отзовись»
Цель
: объединение группы родителей, концентрированность на сотрудничество.

Содержание. Все дружно и ритмично хлопают по коленям, отзываясь на свое имя.

2. Упражнение – Дискуссия
Цель
: помочь родителям понять причины детских страхов.

Содержание. Вопросы:

- Вам знакомо чувство страха? се мы родом из детства)

- Что означает слово страх? (В. И. Даль «Толковый словарь» Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия).

- Что такое детские страхи? (предполагаемые ответы)

- Чего боятся наши дети? (по кругу с мячом)

Понять причины детских страхов - значит, помочь ребенку избавиться от них.

Беспокойство, тревога, страхи - такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение.

Некоторые страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно.

Обычно это говорит:

 - о каком - то неблагополучии;

 - о нервной ослабленности ребенка;

 - неправильном поведении родителей;

 - незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка;

 - наличие конфликтных отношений в семье.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам:

- от 1-3 лет - главным персонажем страшных сновидений является – волк

- от 3-5 лет - часто встречается триада страхов:

  •  страх одиночества,
  •  страх темноты,
  •  замкнутого пространства.
  •  к волку и бабе Яге присоединяется
  •  кощей бессмертный, Бармалей, Карабас–Барабас
    (злые, коварные, воплощают собой наказания и появляются в воображении детей быть наказанными).

- от 5 – 7 лет-период интенсивного развития абстрактного мышления (формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: - откуда все взялось, зачем живут люди?; формируется опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома). 

Ведущим страхом дошкольного возраста - является страх смерти

(категория смерти в 6,7 лет - это жизненная реальность - нечто неизбежное, нежелание признать это сразу и порождает у ребенка страх).

Возрастные детские страхи, это нормально. От того, как на них

реагируют родители, зависит, исчезнут они или   останутся надолго.

Невротические страхи - результат длительных и неразрешимых переживаний или психических потрясений (неуверенность в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка и создает еще большие трудности в общении со сверстниками).

2.1.  Мини - анкета для родителей о детском страхе
Цель
: выявление причин возникновения страхов у своего ребенка.

Содержание. Отметить галочкой факторы, которые способствуют возникновению страхов у детей.

  1. Наличие страхов у родителей, особенно у матери.
  2. Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляции от общения со сверстниками.
  3. Эмоциональное неприятие детей, чрезмерная принципиальность родителей.
  4.  Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола.
  5.  Многочисленные нереализованные угрозы всех взрослых в семье.
  6.  Конфликтные отношения между родителями.
  7.  Психические травмы типа испуга.
  8.  Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного    общения со сверстниками и взрослыми.

2.2. Мини-лекция

- Как же победить страх? (наладить тесный контакт с ребенком, он должен доверять родителям и верить в то, что его любят, установить спокойные внутрисемейные отношения, не допускать выяснение отношений в присутствии ребенка).

- Как избавить ребенка от страхов?

Для этого не следует:

- запирать его одного в темной или тесной комнате;

- бить ребенка (по рукам, голове, лицу, попе);

- строго наказывать и угрожать: «Плохо будет себя вести, останешься ночевать в детском саду»;

- пугать его животными, различными страшилками;

- заставлять неподвижно стоять, лежать и т.д.;

- объявлять ребенку бойкот.

- смеяться    над    ним   и называть «трусишкой»;

- высмеивать ребенка, особенно при детях;

- наказывать за страх.

Следует помнить - к страхам приводит большое количество запретов и маленькое количество тепла и ласки.

- Как   мы   можем   помочь ребенку?

3. Рисунок «Страхи»

Цель: знакомство со способом избавления от страха.

Содержание. Родителям предлагается нарисовать свой собственный страх. Объяснить, что через рисование ребенок выражает свои чувства и эмоции, так как рисунки являются зеркалом их внутренних переживаний - серые и черные тона означают отсутствие жизнерадостности, плохое настроение, большое количество страхов, яркие, сочные краски - свидетельствует о жизненной активности, хорошем настроении, оптимизме).

1-й этап. Следует увлечь ребенка процессом рисования на нейтральные темы: «На улице», «Любимое животное», «Моя семья».

2-й этап. Рисование «Что страшное мне снилось и чего боюсь». (Выяснить, чего ребенок боится больше всего, составить список страхов (волк, медведь, врачи), а затем нарисовать их при поддержке ребенка, предложить нарисовать снова через какое-то время).

3-й этап.  Рисование «Кем я хочу стать?».

(Ребенок рисует свой рисунок, а в нем нет места страхам, можно обыграть в игре «Кто расскажет лучшую сказку», придумать историю, в которой герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх).

4. Памятка для родителей
Цель
: продолжать знакомить родителей со способами преодоления страхов у ребенка.

Содержание. Помните, что перед сном нельзя:

- устраивать шумные игры;

- смотреть страшные фильмы;

- читать страшные сказки (про волков, людоедов, злых волшебников).

Как же следует организовывать процесс укладывания спать:

- Создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

- Играть в доброжелательные игры.

- Спокойно разговаривать.

- Слушать спокойную музыку.

- Можно посмотреть добрые фильмы.

- Хорошо совместные вечерние прогулки на природу.

- Если страхи остаются, обязательно обратиться к специалисту.

5. Игра «Закончи предложение»

Цель: рефлексия занятия.

Содержание. Ведущий бросает участникам мяч и произносит начало фразы, родители ее завершают: «Я сегодня поняла, что моя дочь…»; «Я задумалась, что мне следует чаще…»; «Я считаю, что смогу помочь…»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ДЕДА МОРОЗА?

В прошлом году у моего младшего сына Даниэля был первый «взрослый» Новый год. Ему было без одной недели 2 года: первые утренники и маскарады, домашний Новый год с приглашенным Дедом Морозом...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ДЕДА МОРОЗА?

В прошлом году у моего младшего сына Даниэля был первый «взрослый» Новый год. Ему было без одной недели 2 года: первые утренники и маскарады, домашний Новый год с приглашенным Дедом Морозом...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ДЕДА МОРОЗА?

В прошлом году у моего младшего сына  был первый «взрослый» Новый год. Ему было без одной недели 2 года: первые утренники и маскарады, домашний Новый год с приглашенным Дедом Морозом...

Ночные страхи. Ребенок боится спать один

Действительно ли страх заставляет ребенка бежать в кровать к папе и маме? Такому поведению есть два объяснения, которые тесно взаимосвязаны друг с другом....

"Если ребенок боится"

Презентация для родителей и педагогов....

ДЕТСКИЕ СТРАХИ И, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК БОИТСЯ

В раннем возрасте (до 3 лет) страхи детей обычно связаны с частой непредсказуемостью окружения, частыми переменами в жизни с тем, что ребенок не успевает к этим переменам адаптироваться. Самый пи...

СТРАШНЫЙ ДЕД В КРАСНОМ ХАЛАТЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ДЕДА МОРОЗА?

Для многих наших малышей этот новый год будет первым «осознанным» новогодним праздником с утренниками и новогодними елками, театральными постановками и сюрпризами, с долгожданными подарками под елкой ...